Художественный телесериал «Гостья из будущего», вышедший на большие экраны в 1985 году, стал настоящим подарком не только для любителей столь популярной тогда научной фантастики, но и вообще для любого зрителя от мала до велика. Помимо захватывающего сюжета и обаятельных героев, зрителям полюбились и песни, звучащие на протяжении всей картины. Одной из композиций, ставших настоящим гимном человеческой судьбе, стала песня «Прекрасное далеко». Автором текста является Юрий Энтин, композитором — Евгений Крылатов. Исполнителями же стало знаменитое на весь Союз трио «Меридиан».
Текст песни наполнен глубоким философским содержанием. Это – и разговор человека со своей совестью, и обращение к собственной памяти, и наставление самому себе. Прекрасное далеко – это и прошлое, которое человек оставляет позади, и будущее, которое лишь предстоит пережить, и настоящее, которое является местом осмысления и реальности.
Голос, доносящийся до героя, преследует его, где бы он не находился. Он оживает в знакомых местах и предметах, увлекая рассказчика и слушателя в далекое детство. Именно там обитают самые теплые и светлые воспоминания, согревающие душу и наполняющие сердце теплом и спокойствием. Память позволяет соприкоснуться с счастьем, которое, казалось бы, осталось далеко позади. В свою очередь, эти встречи зачастую оказываются решающими: они дают силы не просто жить, а осознавать все богатство, которым обладает человек. Калейдоскоп радостных моментов, от которых захватывает дух, навсегда сохраняется в памяти человека.
Другая сторона – это призыв настоящего. Данный образ олицетворяет собой ответственность, которая стала неотъемлемой частью повзрослевшего человека. Во взрослом мире необходимо не только наслаждаться действительностью, но и самому принимать участие в создании окружающего тебя мира, учитывая собственные потребности (в том числе, и на будущее). Чем больше и лучше будет сделано для счастливого будущего, тем легче будет впоследствии.
Голос, обращающийся к герою в третий раз – это будущее. Идеал того, каким человеком должен стать рассказчик. Диалог с собственной совестью должен быть искренним: каждое слово обретает особый вес, превращаясь в клятву, кредо, которому герой обязуется следовать в будущем. Он не представляет, какие испытания ждут его во взрослой жизни, он лишь только вступает на нее. Но понимание того, что несмотря на любые преграды человек должен оставаться человеком, уже крепко сидит в нем, помогая избрать единственно верный путь.
Просьба, звучащая в припеве, не спроста повторяется после прохождения каждого из времен. Человеку свойственно сожалеть о том, что он сделал (или же о том, чего он, в силу обстоятельств, сделать не успел), сомневаться в правильности поступков и бояться неизвестного, ожидающего в будущем. Однако, четкая установка и вера в то, что добро в итоге одержит победу и у любого есть шанс начать все с чистого листа, наполняют композицию оптимизмом и спокойствием.
Композиция гармонично вписалась в фантастическую кинокартину про путешествия во времени, оставаясь одновременно философским размышлением над смыслом и качеством человеческой жизни. Ведь главный судья – не постороннее лицо, а собственная совесть, от ответа которой не удастся уйти. Тяжкий путь честного и смелого человека полностью окупается внутреннем спокойствием, уверенностью в будущем и возможностью возвратиться в беззаботное прошлое, в котором не надо сожалеть о содеянном и бояться безжалостных упреков, а можно лишь благодарить мир за предоставленные возможности и наслаждаться плодами их реализации.