Композиция российского hip-hop исполнителя Басты «Страшно так жить», являющаяся саундтреком к нашумевшему драматическому триллеру «Текст», была выпущена в 2019 году. Основу сюжета составляет созданная автором атмосфера безнадеги и страха обычного человека перед настоящим и будущим, от которого не приходится ждать ничего хорошего.
Главный герой обращается к матери, рассказывая ей о реалиях, в которых приходится выживать современному человеку: везде царит обман, в мире не осталось спокойного места, где можно было бы передохнуть и не ждать удара в спину. Даже Бог, всегда отвечавший на молитвы, умывает руки: всех, кого считал нужным, Он уже спас, остальным же людям приходится бороться, полагаясь только на свои силы, либо же погибать без боя.
Постоянные перемены выбивают пол из-под ног людей: каждый шаг в мире обмана и лжи может оказаться последним. Умножающийся хаос усугубляется всеобщим равнодушием: окружающие не желают слышать и видеть проблемы других, так как это делает их как бы непричастными к общему горю и ответственности за сложившуюся ситуацию. Абсолютно нормальное на первый взгляд общество составляет собой «страну слепых», где главная цель – выжить, даже переступив через все то, что принято называть «человечным».
Кто-то выбирает путь наименьшего сопротивления: кланяться всем, даже подлецам и убийцам, вымаливать милости и приспосабливаться к окружающему беззаконию. Кто-то, напротив, пытается бросать сложившейся ситуации вызов, но он заранее обречен на гибель и забвение.
Система медленно, но уверенно перемалывает даже сильнейших. Выбора не остается: погибнуть – значит, оставить всякую надежду на исправление ситуации, присоединиться к толпе, чтобы плыть по течению – значит, рисковать жизнью и своим именем.
Частое обращение автора к ныне изжившим себя социальным институтам и титулам (опричнине и образу Грозного царя) указывает на деградацию общества, вместо прогресса скатившегося в состояние одичания и средневекового русского варварства: предательство становится способом возвыситься над преданным, убийство расчищает путь к славе и почету. Вся страна оказывается поделенной на «земщину» и «опричнину»: на достойных и недостойных, приближенных к царю головорезов, выступающих от имени закона и тех, кого им предстоит судить только за то, что они оказались по ту сторону границы, разделившей страну.
Все происходящее представляется ареной, на которой разыгрывается кровавое шоу, спланированное верхушкой власти (вновь отсылки к развлечениям первого русского царя, любившего наблюдать за играми людей с медведями и другими хищниками, которые в любой момент могли растерзать бросивших им вызов людей на глазах у восторженной толпы). Как и во времена правления набожного Ивана Грозного, которому его вера не мешала разорять монастыри и казнить священнослужителей, так и в наступившую эпоху Бог оказывается бессильным перед беззаконием, чинимым простыми смертными. Безумие, охватившее страну, напугало даже Того, Кто стоит над всеми земными владыками.
Мама, к которой на протяжении композиции обращается герой, может олицетворять собой как обычную женщину, которая вынуждена со стороны наблюдать за попытками сына, несогласного со сложившимся положением, изменить хоть что-нибудь, так и саму страну, которая, попав в руки к бесчестным сильным мира сего, сделалась заложницей их амбиций и жестокости.
Главной идеей трека является мучительное рассуждение о возможности сохранения человеческого облика среди тех, кто его давно потерял, ведь жизнь, превращенная в существование, намного страшнее самой мучительной смерти для человека, который является им не только на словах.