Ежегодно 9 Мая на Торжественном параде во время выноса Знамени Победы над Красной площадью разносятся звуки музыки, от которой мурашки по коже бегут всех: у участников церемонии, у зрителей и телезрителей. Нет в России такого человека, который не знал бы этой музыки. Это мелодия марша «Священная война».
Песня имеет еще одно название: «Вставай, страна огромная! ». Впервые она прозвучала через 4 дня после начала Великой Отечественной войны на Белорусском вокзале, сопровождая эшелоны, уходящие на фронт. А до этого, 24 июня 1941 года, поэт В. И. Лебедев-Кумач опубликовал свои стихи в центральных газетах. Стихи, призывающие народ встать на защиту Родины, произвели такое сильное впечатление на композитора А. В. Александрова, что он положил их на музыку.
Текст и музыка песни-марша были настолько трагичны, что поначалу к ней отнеслись с некоторой опаской. Высокая власть считала, что слова песни должны призывать к скорой победе, а не настраивать людей на долгие и тяжелые бои. До октября 1941 года песня не получила широкого распространения.
И только когда враг стал подходить все ближе к столице, и были уже захвачены Ржев и Калинин, всем стало ясно, что война будет очень затяжной и кровопролитной. Фашисты, оккупировавшие советские территории, совершали там такие страшные злодеяния, что от новостей с захваченных городов и деревень у людей стыла в жилах кровь. После этого советские люди поняли и приняли глубокий смысл песни. Только объединившись и бросив все имеющиеся силы на врага, можно будет его победить.
Монументальная музыка Александрова подчеркнула смысл стихов Лебедева-Кумача. Поэт понимал, что для победы советскому народу придется пойти на страшные жертвы. Поэтому слова песни слушателям поначалу показались слишком мрачными.
Песня начинается со слов «Вставай, страна огромная! ». С самых первых строк поэт обещает народу не просто бой, а «смертный бой». Автор призывает весь народ подняться на защиту родины от «проклятой орды». Он понимает, что битва будет непростой. Не всем придется вернуться, многие положат свои головы, спасая родную землю.
Припев – это призыв к кровавой и жестокой мести за преступления фашистов. Волна справедливой ярости народной должна сделать эту войну поистине священной.
В следующей строфе поэт называет захватчиков насильниками, грабителями и мучителями людей. Эти правдивые слова помогали солдатам в тяжелых оборонительных боях в начале войны и в победных битвах 1944-1945 годов. Они показывают реальное лицо войны, кровавое и жестокое. Они дают понять, какие страшные испытания придется пройти народу.
Третий куплет говорит о том, что у советских людей не должно даже возникнуть мысли о поражении. «Крылья черные» не могут «над Родиной летать». Невозможно представить, что бы просторные русские поля топтала нога в фашистском сапоге.
Завершает песню строфа, в которой враг называется «отребьем человечества». Врагу надо загнать пулю в лоб. И это не призыв к убийству. Это призыв к справедливой мести. Фашизму не должно быть места на земле. Его надо беспощадно уничтожать, не задумываясь. Именно поэтому война с фашизмом является священной, очищающей родную землю от нечисти.
Заканчивается песня припевом. Слова припева, повторяющиеся несколько раз, врезаются в память навсегда. Их уже невозможно забыть, исполнив всю песню хотя бы один раз.
Песня-гимн, песня-призыв, песня-памятник, песня-плакат — так можно охарактеризовать «Священную войну». Грозный, размеренный маршевый ритм сочетается в ней с русской напевностью. Сердца миллионов людей зажгла великая песня войны тогда, когда до Победы было еще очень далеко. Не зря В. И. Лебедев – Кумач говорил, что у него в руках есть великое оружие, которое может разить врага. Это оружие – песня.
Главный смысл «Священной войны» — призыв на безжалостную битву с жестоким и бесчеловечным врагом.