Песню «Цыпленок жареный» знают все. Может быть, не полностью текст, но отдельные строчки уж точно. Эта композиция встречается и в некоторых советских фильмах, среди которых «Свадьба в Малиновке» (1967). Фольклорная песня существует в нескольких вариациях. По многим данным, композиция относится к периоду 1918 — 1921 гг. Именно ситуацию этого исторического периода она отражает. Попробуем проанализировать песню «Цыпленок жареный», чтобы разобраться в смысле композиции.
«Цыпленок жареный, цыпленок пареный». Песня о невероятных приключениях злополучного цыпленка на слуху не только у взрослых, но и у детей. За похождениями фантастического персонажа интересно наблюдать. Однако образ цыпленка жареного — это не что-то загадочное, волшебное. С ним связан непростой период в жизни народа. Людям пришлось столкнуться с большими трудностями, даже насилием. Некоторые из них не видели дальнейшего пути. Для них будущего словно и не существовало. Люди лишь думали, как прожить сегодняшний день, как справиться со всеми неприятностями и невзгодами, которые на них свалились. Выдерживали не все, однако, многие все же находили в себе силы, чтобы двигаться дальше.
«Пошел по улице гулять». Люди не знали, что им готовит завтрашний день. Загадывать было бесполезно. События сменялись с бешенной скоростью. Немногие могли контролировать свой жизненный путь. В этот период большое значение имели внешние обстоятельства. Драматичная песня «Цыпленок жареный» о том, что простой народ потерял покой, люди практически утратили надежду на спокойное существование. Но они все же продолжали бороться за свое счастье, хотя не все способы были эффективны. Однако долго так продолжаться не могло. К сожалению, итог оказался весьма печальным.
«Его поймали, арестовали». Персонаж попал в лапы режима, у него не было права голоса. Герой песни словно родился не в то время. Этот период не давал ему свободы действий. Все его поступки должны были быть четко регламентированы. Он не должен был выходить из своих рамок. Цыпленка словно замучили в неволе. Персонаж хотел гореть своими идеями, достигать своих целей. Однако уже на начальном этапе ему «обрубили крылья». И он вынужден был так существовать, как требовало от него его время. Непростые годы отложили значительный отпечаток на всей дальнейшей жизни. Только выбирать персонажу не приходилось. У него было слишком много обязанностей, которые необходимо было выполнять.
«Велели паспорт показать». Кто он — этот цыпленок жареный? Может быть, крестьянин, который был «в лаптях обутый»? Который привык трудиться на земле, достигать всего с помощью своих собственных сил. Персонаж должен был гордо заявить о себе, предоставив свои документы. Но у него их не было. От того его положение становилось менее завидным. Никто не интересовался его потребностями и желаниями. Практически всем была безразлична его дальнейшая судьба. Возможно. в образе цыпленка жареного читается беспризорник, который сам выбрал свой путь. Он не был прикреплен к какому-то определенному месту. Персонаж словно шел туда, куда глядели его глаза.
«Паспорта нету, гони монету». Беспечная прогулка по городу стала ошибкой героя песни. Персонаж словно оказался лишним в этом месте. Его не захотели принимать в свое общество. За свое присутствие он должен был заплатить. Иногда, цена этого была слишком высокой. Был ли у персонажа шанс все изменить? Оставили ли ему хоть какой-то выбор? Он не хотел принадлежать ни к какому течению. Но его не поняли. Персонаж не имел каких-либо денег или материальных благ.
«Монеты нет, снимай пиджак». Герой композиции в своей жизни ничего не получал «просто так». Чтобы чего-то достичь, важно было что-то делать. Не все можно купить за деньги. Счастье, душевное спокойствие, гармония с самим собой не измеряется в материальном выражении. Возможно, чтобы что-то обрести, иногда необходимо что-то потерять, чего-то лишиться. Однако никогда не нужно падать духом. У человека должен быть внутренний стержень, который не позволит ему упасть в нестабильный и сложный период. Стоит помнить, что черная жизненная полоса будет не всегда.
«Цыпленок жареный, цыпленок пареный». Вновь и вновь повторяется в песне. Словно исполнители хотят достучаться до персонажа, обратит на себя его внимание. Эпитеты говорят о том, что жизнь преподносила герою композиции не только приятные сюрпризы. Он знаком и с тяготами, и с проблемами, и с лишениями. Но сумел ли он сохранить свою силу духа? Смог ли он устоять на своих ногах? Не сломили ли его обстоятельства? На эти вопросы каждый слушатель должен ответить сам, ведь финал у песни получился открытым.
«Цыпленка можно обижать». Период, о котором упоминается в песне, был крайне непростым для людей. К ним не прислушивались. Уважение, справедливость, честность порой забывали. На первый план выходили совсем другие ценности. И простые люди от этого страдали. Даже если они и делали свой выбор, его не всегда принимали во внимание. Некоторые шли по головам, думая только о себе, заботясь исключительно о своем благополучии. Даже в сложных, тяжелых условиях важно не терять надежду на лучшее, верить в свои силы.