Песня Михаила Круга «Владимирский централ» была записана в 1998 году. Именно эта композиция стала самой известной у данного исполнителя, разошлась огромными тиражами, и до сих пор, спустя более 20 лет, пользуется популярностью — как сам оригинал, так и многочисленные каверы на песню.
Вокруг личности шансонье, а особенно вокруг его смерти в 2002 году, ходит много слухов, есть даже версия, что именно «Владимирский централ» — песня, определившая в некоторой степени судьбу Круга. Разберем историю создания композиции и смысл строк.
История создания
Многим известно, что Михаил Круг не только в песнях и на словах был знаком с воровским миром. У него были знакомые в этой среде, среди которых особенно выделяется Александр Северов, известный в узких круг как Сашка Север. Это воровской авторитет Твери — родного города шансонье. Существует версия, согласно которой текст «Владимирского централа» принадлежит как раз этому человеку, а совсем не исполнителю.
Также распространена версия о том, что в паре мест «ветер» в песне — это упоминания Александра Северова, который очень ценил общение с Михаилом Кругом. Александр высказывался после убийства Круга, что это не было задуманной операцией, Михаил просто стал жертвой обстоятельств, но все, кто участвовали в этом, получили по заслугам.
Смысл песни «Владимирский централ»
В общем, эта песня о жизни в тюрьме. Много критики композиция получила за романтизацию воровской жизни, однако легкий мотив и запоминающиеся строки все же быстро запали в душу многим слушателям, что делает песню до сих пор прослушиваемой.
В первом куплете два катрена, два четверостишия. В первом — описания просыпающейся весной природы, наблюдать за которой лирическому герою доступно лишь из-за решетки камеры. Светлые лучи солнца пробуждают приятные воспоминания в душе главного героя, от лица которого исполняется песня. Во втором четверостишии мысли, пробужденные от наблюдения за природой, перерастают в воспоминания о девушке, которая давно ушла, но забыть ее не так просто.
Затем следует припев. Тут как раз и присутствует упоминание того самого «ветра северного», который может быть как явлением природы, так и завуалированным именем Александра Северова.
Во втором куплете слова «я банковал» и «туз» намекают, что, скорее всего, речь о карточной игре. Больше всего споров вызывают строки об «очке», которое губит. Разные исследователи имеют разные версии — что бы это могло быть. Кто-то считает, что все очень просто — речь об игре в «двадцать одно», но тогда не ясно, почему самый выигрышный расклад губит. Есть мнение, что на жаргоне воров «очко» — это страх, а «туз» — полицейских или охранник, тогда смысл чуть яснее. Есть и менее приглядные версии, что могло бы значить это слово, однако узнать наверняка не представляется возможным. Кто-то и вовсе считает, что проблема в разъяснении смысла лишь в том, что автор строк неясно или неправильно выразил свои мысли.
Заканчивается композиция третьим куплетом и последующим за ним припевом — лирический герой снова обращается к пейзажу за окном, сожалеет, что не может оказаться на свободе и вынужден довольствоваться только наблюдением за жизнью из окна. Весна продолжает напоминать ему о самом приятном чувстве в мире — о любви, которой он оказался лишен. Эта таинственная возлюбленная ушла до того, как герой оказался в заключении, или после, связаны ли вообще эти события — ничего не объясняется. Понятно лишь то, что главному герою эти чувства сейчас важнее всего прочего, и он наслаждается их остатками, как самым приятным на данный момент. Чувства проходят так же быстро, как и весна, герой сравнивает любовь с тонкой проталиной, которая в ближайшее время от теплого солнца растает.
Композиция «Владимирский централ» рассказывает незамысловатую историю заключенного, вынужденного наблюдать за жизнью из окна и желающего вернуться к любимой женщине.