Каста — это культовый российский хип-хоп коллектив из города Ростов-на-Дону. Группа заработала успех и популярность еще в 90-е, когда о рэпе в России практически никто не слышал. Но, несмотря на внушительный по меркам хип-хопа возраст коллектива и богатую историю, ребята не собираются останавливаться и выпускают актуальные, смелые и остросоциальные песни по сей день. «Колокола над кальянной» — одна из них.
Песня отталкивается от концепции «сторителлинга», то есть в ней рассказывается история с завязкой и развитием, наблюдая за которой, слушатель может сопереживать персонажам и делать для себя какие-либо выводы.
Открывает композицию припев, который не раз в дальнейшем повторяется и красной нитью проходит через всю песню. В нем перед слушателем предстает картина двух атрибутов жизни из абсолютно разных миров: церковных колоколов над кальянной. Эту картину достаточно легко представить в любом городе России, ведь церквей и кальянных заведений у нас действительно много. Возникающий диссонанс, который подчеркивают авторы в припеве, является одним из основных приемов данной песни. Также важно отметить, что Kamazz использует в припеве автотюн, что делает его больше похожим на стандартный репертуар кальянных заведений и вроде бы как призван добавить легкости, но в этом приеме скрывается злая ирония, насмешка (такой прием многократно использовал коллектив ЛСП), но обо всем по порядку.
Сразу же после припева начинается первый куплет, в котором персонажи Влади и Хамиля в лице работодателей в разговорной манере обращаются к персонажу Шыма — главному герою песни, молодому парню. По сюжету он устраивается на работу, причем явно на перспективную, но, так как у него еще нет опыта, на собеседовании ему недвусмысленно на это указывают, говорят что нужно будет работать в плотном графике за пятнадцать тысяч в месяц. Также высказывают недовольство по поводу якобы не мужественной прически, говоря ему «состричь косы». В ходе собеседования они ему рассказывают о перспективах и опыте, заработав который, он сможет позволить снимать жилье и переехать туда с девушкой.
Из второго куплета становится ясно, что персонаж Шыма собирается в дальнейшем уехать за границу. На эту тему здесь ему читает нотации Змей, который играет здесь роль старшего, и предостерегает его от этой идеи. По его мнению, за границей нет «душевности», а сосед может оказаться гомосексуалистом. Этих двух вещей, по мнению персонажа Змея, достаточно для того, чтобы откинуть эту идею и он отказывается принимать аргументы главного героя о том, что здесь нет никаких перспектив и нас ждет страшное будущее. В ответ на них он иронично намекает на то, что там его никто не ждет.
В третьем куплете повествование ведется от лица главного героя. Он обращается к своей девушке, которая, как следует из текста, неожиданно забеременела. Персонаж Шыма неожиданно узнает об этом и он крайне недоволен происходящим, ведь в планах такого не было и этот факт может поставить крест на его стремлении к карьере и переезду за границу. На предложение ей сделать аборт, она отказывается, чем вводит его в исступление и ярость. Главный герой говорит, что сейчас на это нет денег, после чего ставит под сомнение тот факт, что ребенок от него. Куплет обрывается на той части ссоры, где девушке намекают на то, чтобы она растила ребенка одна, а следом идет уже не раз звучащий до этого припев с автотюном на вокале про колокола над кальянной.
В первую очередь эта песня про чувство безысходности и неопределенности будущего, а также про диссонансы во всем, начиная от окружающих атрибутов (церковные колокола и кальянные), заканчивая невозможностью гармонично соединить собственные амбиции с окружающими их реалиями. Также на эту песню вышел отличный клип, который удачно экранизирует описанную в песне картину.