Роберт Луис Стивенсон является несравненным мастером создания коротких и одновременно красочных историй, полных драматизма и любви к родной природе. Так и в балладе «Вересковый мед» он вновь подчеркнул важность традиций, сложившихся на определенной земле. В этой статье мы разберем настроение свободы, которым буквально проникнуто с начала до самого конца баллада Стивенсона «Вересковый мед».
Перед нами разворачивается история, которая с первых строк западает в душу читателю. Мы видим коренных жителей, которые посвящают свою жизнь варке меда из вереска. Никто не может создать более вкусную жидкость. Но жестокий король истребляет их. В живых остаются только дедушка и его внук. Король требует рассказать рецепт меда, однако бедные малютки-медовары непреклонны. Тогда дедушка просит убить внука, ведь он стесняется при нем выдавать секрет. И когда он оказывается на том свете, то с ехидной улыбкой говорит, что не скажет ни слова. Смерти он не боится, а во внуке уверен не был. Так и пропал рецепт великолепного меда из вереска.
Вся баллада пронизана самым искренним желанием свободы, которое не боится даже смерти. Коренные жители, варившие удивительный напиток, были мирными и никому не желали зла. Они любовались красотами родной природы, жили в идеальной гармонии с ней. Но пришли самые настоящие варвары и разрушили их уклад жизни. Но даже в этом случае мы не видим победу грубой силы над чувствами, а даже наоборот — чувства одолевают все мучения «сильных» завоевателей. Мы понимаем, что существует в мире воля, которая не сломится даже перед мучительной смертью.
Но опять же — свобода, как нравственная, так и физическая. Медовары годами делали свое дело и не променяли его даже на несколько лет жизни. Их души чисты, как горная речка, они легки, как перья. Именно понимание этого и завершает повествование автора.