Знаете ли вы, что Дмитрий Шостакович и многие другие знаменитые композиторы двадцатого века в юности подрабатывали в кинотеатрах в качестве таперов (аккомпаниаторов немых фильмов), воспроизводивших в соответствии со своей фантазией не только музыкальное сопровождение, но и иные звуки, от пронзительного гудка паровоза до шума охваченной волнением толпы?
Да, легендарные фильмы столетней давности, лучшие из которых смотрятся и сейчас (пример — добрая половина творческого наследия Чарли Чаплина) были немыми. Более того, многие из великих пионеров кинематографа, от Чаплина до молодого Сергея Эйзенштейна, считали, что введение звука погубит кино, извратив самую суть «великого немого». Точно так же лет через десять будут отзываться о фильмах на цветной пленке, а через много десятилетий — о компьютерных спецэффектах, «превращающих искусство в аттракцион».
Скептическое отношение к звуковому кино было связано еще и с тем, что добиться полной синхронизации звука и движущейся картинки было очень непросто и для признанных мастеров. Первый полнометражный звуковой фильм вышел на экраны лишь в 1927 году, когда с кинематографом давно познакомились не только жители мировых столиц, но и самая глухая провинция, да что там — даже деревня. Эта «фильма» называлась «Певец из джаза», была снята, как и следовала ожидать, в США, и рассказывала о драматичной судьбе юноши из благочестивой еврейской семьи, который не собирался продолжить фамильные традиции, а мечтал стать джазовым певцом.
Фильм, длящийся чуть дольше полутора часов, получил созданную специально для него «звуковую» номинацию «Оскара» и признан национальным достоянием США, обожающих и музыкальный кинематограф, и джаз. Он находится в открытом доступе, так что познакомиться с ним, оценить игру актеров и мастерство режиссера может любой желающий. А вот качество синхронизации изображения и звука вызывало вопросы даже почти сто лет назад, что и заставило снять большинство сцен устраняющим это несовершенство крупным или средним планом.