У любого, кто посмотрит на эти картины с городскими пейзажами, наверняка возникнет чувство тягостного недоумения. И у него закономерно возникнет вопрос: как мог человек, стремившийся в молодости к прекрасному, делавший неоднократные попытки поступления в Венскую художественную академию, стать величайшим злодеем ХХ века? Потому что автор работ – сам Адольф Гитлер.
Впрочем, эстетические предпочтения у будущего «фюрера германской нации» тяготели в тяжеловесному «имперскому стилю». Он характерен кубическими зданиями, квадратными в сечении колоннами из тёмного гранита и линейной перспективой улиц, на которых здания в отдалении возводились всё большего размера. В таком же стиле, старясь потрафить вкусам вождя, работали все известные архитекторы 30-х годов. А сам Гитлер в пору довоенных попыток поступления в Венскую академию художеств и на улицах Вены (а потом и Мюнхена) выискивал для своих этюдов похожую архитектуру. И находил.
В общем, получается, что как художник профессионал он не состоялся. Всё оставалось на уровне самоучки-любителя, особенно это видно по серии его военных рисунков, сделанных на фронтах 1-й мировой войны, там он всячески избегал рисовать людей – самую сложную «деталь пейзажа».
Тем не менее юный Адольф в промежутке между попытками поступления в венскую «художку» упорно работал над собой, в поисках средств существования делая для продажи небольшие. С почтовую открытку, работы. Он даже нашёл себе своеобразного торгового агента по имени Рейнгольд Ганиш, который помогал ему с успехом сбывать эти городские зарисовки с точными деталями, удачным колером и правильной перспективой.
На миниатюрах изображались уголки старой Вены с её историческими зданиями и узкими улочками… или наоборот – широкими проспектами. Фигуры людей писались обобщённое, без мелких деталей. Но в уличном музыканте вполне можно было узнать музыканта, а а в извозчике – извозчика.
Хотя стиль Адольфа Алоизовича вполне узнаваем, стоит только посмотреть хотя бы с десяток рисунков, где он пытался изображать людей. На них видно, что основы анатомии он знал, успешно изучал по учебникам. Но и в портретных работах так и чудятся облики Одина и Тора вместо лица конкретного человека, а женщины сплошь похожи на валькирий. Пример – изображение матери Марии с её ребёнком Иисусом. Лицо младенца-Христа не по годам умудрённое, взрослое, а у матери кисти рук, вполне способные удержать меч или тяжёлое копьё. Когда эта картина была найдена и выставлена на аукционе Jefferys в Великобритании, среди христиан всего мира поднялась волна возмущения за такую апологетику Гитлера. Но… видимо, «бизнес есть бизнес», и полотно ушло в собственность безымянного владельца.
«Бизнес» Гитлера и Ганиша процветал весь период его поздней венской и последующей мюнхенской эпопеи. Каждая работа продавалась не менее чем за 20 крон. Что послужило позже основанием для венского суда лишить Адольфа скромного пенсиона, который государство выплачивало ему после смерти его родителей. И постановил перечислять эти деньги в пользу его младшей сестры, так как посчитал, что молодой человек в силах обеспечить сам себя.
С началом Мировой войны Гитлер был призван в армию. Воевал храбро – об этом свидетельствует Солдатский Железный крест, а эта наград никому и никогда не давалась иначе, чем за боевые заслуги. Да и звание ефрейтора кайзеровской армии в действующих войсках тоже не давали кому попало.
У него не было никакого имущества, кроме этюдника с красками и кистями, и во время службы командование разрешило ему взять с собой эти вещи на фронт. Благодаря этому в коллекциях многих любителей живописи того периода в 50-70 годах ХХ века стали «всплывать» много работ бывшего фюрера на военную тематику. По оценкам специалистов-искусствоведов, которые доподлинно установили авторство Гитлера, за всё время довоенного и военного периодов им было создано не менее 3 400 работ, львиная доля которых приходится на фронтовые зарисовки. Что примечательно, в послевоенный период, когда он активно окунулся в политическую деятельность, занятия живописью были почти заброшены. Гитлер теперь лишь изредка брал в руки кисти, да и то, видимо, только для того, чтобы не растерять навыки. А уж в бытность свою канцлером III Рейха не появилось ни одной серьёзной картины с его авторством.
Как относиться к работам этого величайшего преступника прошлого века? Наверное, у него должна быть такая же слава, как у Герострата? Ведь античный суд в своё время осудил этого злодея, сжёгшего храм Артемиды в Эфесе на вечное забвение – и парадоксальным образом увековечил память о нём. Так и с историей картин Гитлера получилось то же самое: проклят и должен быть, по идее, забыт – но как раз худая слава бежит впереди этого человека и впереди его картин. Делая их желанными объектами для коллекционеров.