Василий Григорьевич Перов – один из наиболее известных русских художников 19 века. Он прославился своими жанровыми и историческими картинами, выполненными в стилистике критического реализма. Тематика его работ глубоко социальна: героями его картин часто становились нищие, крестьяне, больные, голодные, обездоленные люди. Из-за того, что часто на его картинах изображалось страдание в разных его формах, Перов получил от современников прозвище «певец русской скорби».
Кроме социальных работ Василий Перов написал большую серию портретов своих современников. Работы художника на историческую тематику также получили признание.
Остросоциальные темы, которые Перов поднимал в своём творчестве, позволяют нам сегодня получить представление о неприукрашенном быте русского народа в конце 19 века. Одной из таких картин и является его «Тройка». Это одна из наиболее крупных работ Перова, и в прямом и в переносном смысле. Размер картины 167,5 * 123,5 см.
Картина написана художником в 1866 году, в основу её сюжета легли реальные события. Незадолго до написания картины Перов стал свидетелем этой грустной сцены: неизвестные ему дети тянули сани с бочкой воды, но незакреплённая бочка опрокинулась, обесценив труд детей и превратив дорогу в ледяную горку.
Художника глубоко тронуло это случайное событие, и через некоторое время он приступил к написанию своей глубокой и драматичной картины.
В центре сюжета трое детей, которые изображены очень натуралистично, сразу бросается в глаза их бедственное положение: оборванная, изношенная одежда, заплатки, свисающие ниже колен рукава, бедная и не по размеру обувь – всё говорит о том, что дети далеки от благополучия. Если присмотреться, станет заметно, что они сильно истощены, бледны, устали. Сильный ледяной ветер изображён художником настолько реалистично, что заставляет поёжиться даже зрителей. Как же чувствуют себя эти дети, если на бочке уже образовалась наледь, а они одеты совсем не для такой погоды?
Тема тяжёлого труда, эксплуатации неоднократно поднималась Перовым в своих работах. «Тройка» — пример того, как бедные городские жители, не имеющие возможности прокормить своих детей, отдавали их в мастеровые, где за скромную еду и обноски те должны были выполнять непосильные трудовые обязанности: носить воду, ухаживать за лошадями, выделывать кожи. Первоначальное рабочее название картины «Ученики-мастеровые везут воду».
Василий Перов был прекрасным портретистом, способным с фотографической точностью передать не только черты лица, но и его выражение, особенности мимики. Благодаря этому таланту художника при взгляде на картину мы тоже ощущаем обречённый, невидящий взгляд мальчика в центре композиции, неприкрытое измождение на лицах детей говорит о том, что надежды на что-то лучшее у них уже нет. Безысходностью сквозит и от самой картины. Впечатление усиливает мрачная серо-коричневая палитра картины.
В картину добавлены второстепенные персонажи: собака, бегущая рядом, взрослый мужчина, подталкивающий сани, человек, упавший от сильного ветра. Эти герои придают сюжету обыденность, показывая, что ситуация с использованием детского труда не исключительна, в ней нет ничего необычного.
Название «Тройка» глубоко символично. С одной стороны оно говорит о том, что дети используются в качестве рабочей силы, с другой – о том, что работа настолько тяжела, что под силу только лошадям.
История создания картины трагична. Мальчик, изображённый в центре картины, скончался от оспы через два года после её написания. Художник с сочувствием отнёсся к его матери, которая потеряла всех детей, и написал для неё портрет умершего мальчика по памяти.
«Тройка» была куплена в том же году Павлом Третьяковым и сегодня хранится в Третьяковской галерее. Картина является признанным шедевром русской культуры, как и другие работы Василия Перова.