Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник, популяризировавший в своём творчестве самобытное искусство русского народа: сказки, былины, песни. Стиль, в котором оно работал, можно назвать фольклорной живописью, сам Васнецов называл его «неорусский стиль». Он сочетает в себе традиции реализма, романтизма и фольклора. Основные сюжеты в зрелом творчестве художника – сказочно-романтические и былинно-исторические.
Виктор Васнецов создал большую серию картин по мотивам русских народных сказок. На всех картинах очень реалистично изображены никогда не существовавшие, фантастические персонажи, заставляя зрителя завороженно и с некоторым страхом смотреть на каждую из них: художник на своих полотнах изображал героев почти в натуральную величину.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана в 1889 году на сюжет русской народной сказки. Иллюстрация выполнена маслом на холсте (размер 187 * 249 см), из-за работы над ней художник отложил на год реставрацию и роспись Владимирского собора в Киеве.
По сюжету сказки Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от преследования на спине у сказочного Серого Волка. Этот момент является драматической кульминацией сказки, он объединяет в себе эмоциональное напряжение, романтизм и надежду на счастливый финал. Именно это Васнецов и хотел подчеркнуть в своей картине, используя для этого средства, доступные художнику.
Одним из изобразительных средств в этой картине является палитра. Использование насыщенных тёмных красок, тяжёлых, объёмных, массивных стволов деревьев, создаёт зловещую обстановку, которая передаётся зрителю, заставляет сочувствовать главным героям, надеяться вместе с ними. Главные герои выделяются контрастным светлым пятном, символизируя любовь, надежду, торжество добра.
Художник придал облику главных героев особую выразительность. Лицо Ивана изображено полным решимости, несмотря на юный возраст, он борется за свою любовь. Елена устала. В её глазах – необычайная тоска. Она не смотрит вдаль, надеясь быстрее уехать, кажется, ей всё равно. Она безвольно положила голову молодому человеку на плечо, позволяя ему решить свою судьбу.
Поражает точность прорисовки мелких деталей на картине. Очень подробно нарисованы украшения Ивана и Елены, одежда, обувь, оружие. Художник очень точно изобразил фактуру блестящей парчовой ткани.
Не менее выразительным является на картине и образ Волка. Его проницательные человеческие глаза подсказывают нам, что это — персонаж, наделённый разумом. Именно от него зависит, спасутся ли влюблённые, и он стремительно мчится через таинственный мрачный лес с вековыми деревьями, через поросшее кувшинками и ирисами болото. А вслед ему тянутся щупальца тумана.
В яблоню, расцветающую на переднем плане, вкладывался особый смысл. Яблоня тоже окрашена в белый цвет. Она – символ весны, счастья, выхода из сложной ситуации. Если присмотреться внимательно, можно заметить, что свет на стволы деревьев падает именно с той стороны, куда бежит волк, выход есть, и он близко.
Сегодня картина «Иван-царевич на Сером Волке» занимает своё место в ряду великих русских художественных шедевров наряду с другими полотнами Втора Васнецова. Посмотреть на неё можно в Государственной Третьяковской галерее в Москве.