На первый взгляд, эта хрестоматийная картина — иллюстрация к знакомой всем народной сказке о печальной судьбе двух сирот, сестрицы Аленушки и маленького братца Иванушки. Молодая девушка в бедном сарафанчике, с распущенной косой и полными слез глазами сидит у водоема на фоне такого же печального северного пейзажа. Она склонила голову на колено, обняла колени руками и вот-вот расплачется или запоет жалобную песню о своей горькой судьбе, оплакивая себя и непослушного братца, который превращен злым колдовством в бессловесного козленка и бродит где-то далеко-далеко. Но если эта девушка — Аленушка из сказки, то она должна лежать на дне омута, а брат должен бегать по берегу и жалобно звать сестру. Итак, это не прямая иллюстрация к сказке, а лишь образ, навеянный воспоминаниями о сказке, или, возможно, какой-то эпизод из истории двух сироток, родившийся в воображении знаменитого художника Виктора Васнецова.
Все знают, что Васнецов непревзойденно изображал сказочные, былинные и летописные сюжеты, а вот как портретиста его знают немногие. Между тем многие из его сказочных героев изображают вполне реальных людей. Это касается и его «Трех богатырей», и Ивана-царевича, и самой Аленушки. Согласно одной из версий, это одна из дочерей знаменитого богача и мецената Саввы Мамонтова, та самая очаровательная Верочка, которая изображена на еще одной хрестоматийной картине «Девочка с персиками».
Но в этой девушки не осталось ничего от озорства и жизнерадостности Веры Мамонтовой. Судя по покрытым пылью босым ногам Аленушки и по ее усталым натруженным рукам, она много скиталась и вдоволь наработалась. Не зря сам Васнецов называл эту картину «Дурочка Аленушка». «Дурочками» в русских деревнях называли не только слабоумных девушек, но и бездомных бродяжек, сирот и просто бедных работниц, которые выбивались из сил, чтобы заработать на простенькую одежку, пропитание и крышу над головой. Эта Аленушка тоже хорошо знает, что тяжелый труд. Быть может, это не та самая сказочная Аленушка, которая в конце концов нашла любовь, счастье и встретила избавленного от злого колдовства братишку, а просто измученная девушка-батрачка, которая представляет себя героиней сказки.
В целом в этой картине почти отсутствует волшебный элемент, не считая общего настроения и пары ласточек, которые не боятся девушки и словно стараются развеять ее тоску. Вся природа, от склонивших свои гибкие ветки елочек и осин до догорающего осеннего заката, словно сочувствует Аленушке и одновременно утешает ее, делая ее горе не таким уж безысходным. А дикие яблоньки, на ветвях которых видны крохотные зеленые яблочки, словно говорят о близости счастья и начале новой жизни.
«Аленушка» — одна из самых лирических картин Васнецова, что и объясняет народную любовь к ней, от воспроизведения этого полотна в сборниках русских сказок до тиражирования «Аленушки» на календарях, открытках и коробках с конфетами. Но от этой коммерциализации «Аленушка» не стала менее любимой. Эту закономерность отметили и современники художника,указывавшие, что рядовые зрители оценили «Аленушку» раньше, чем «высоколобые» критики, тщетно изучавшие это полотно в надежде найти хоть малейшие намеки на тяготы жизни крестьян, народный протест и прочие актуальные темы. Именно Васнецов стал одним из художников, заставивших признать, что русское искусство может быть не только злободневным или назидательным, но и чарующим, волшебным, по-настоящему сказочным.
Кстати, художник никогда не говорил прямо, что эта печальная девушка — героиня той самой сказки о двух несчастных сиротах, он вообще не связывал ее напрямую ни с одним из сказочных сюжетов. Эта связь родилась в воображении самих зрителей уже при жизни мастера и отлично дожила до нашего времени. Именно картина Васнецова породила массовое представление об Аленушке, проливающей слезы у мрачного черного омута, и стала основой для песен и стихов, в том числе для тех, которые сочиняются в наши дни.
И все же горе Аленушки не будет длиться вечно. Взгляните в ее большие глаза, в заплаканное лицо, на котором вот-вот появится робкая улыбка, и порадуйтесь ее заслуженному счастью.
Ну ласточек предположим не пара на картине чьей копией я располагаю, , может мы про разные картины говорим? Ну читать неприятно такое … что вам Васнецов то сделал — олухи и жертвы ЕГЭ?!