Самые известные картины художника Ильи Репина

Картины

У подавляющего большинства людей, впервые видящих картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» не остаётся и тени сомнения в содержании этого письма. Конечно же, вызов. Конечно же, издёвка. И конечно же, абсолютная отвага этой вольницы, отрицающей всякую возможность хоть как-то взять их под контроль!

И у живописца Ильи Ефимовича Репина все картины такие. ХарАктерные, с узнаваемыми и яркими типажами, с отчётливо читаемыми человеческими страстями. Давайте проверим свою память, попробуем вспомнить самые известные его живописные произведения. Вы обязательно хоть раз в жизни любовались ими, восхищались и наверняка не раз возвращались взглядом к тем или иным деталям на них. И даже если не знали, кто автор, то этот материал вам об авторе расскажет.

Итак,Самые известные картины художника Ильи Репина

Запорожцы…

Турецкий султан Магомед IV, раздасованный постоянными нападениями вольного казацкого Запорожского войска на прибрежные турецкие города и поселения, в гневе отправил ультиматум, в котором призывал казаков сложить оружие и подчинится ему, повелителю блистательной Порты. Наверное, для таких ультиматумов у него были некоторые основания – ведь его янычарское войско наводило трепет на страны Европы.

Но ответ бесстрашных казаков был ожидаемым. И эпитеты «пёс», «собака», «проклятого чорта брат», «Великаго и Малого Египта свинарь», «самого аспида внук и нашего х…я крюк» были вполне в русле запорожского фольклора. А колоритные персонажи на картине вызывают в памяти гоголевских героев: Тараса Бульбу, Хому Брута, кузнеца Вакулу и других ярких личностей.

Бурлаки на Волге

В советских школьных учебниках эту картину выставляли как пример тяжкой жизни простых людей при царизме. Да, труд бурлаков действительно был тяжёлым – ведь тащить на бечеве тяжело груженную баржу против течения – для этого нужно было обладать несокрушимым здоровьем. Но, с другой стороны, кого попало в бурлацкие ватаги не брали, работа эта была престижной и высоко оплачиваемой.

Кроме того, хотя Репин отнёсся к такой тяжёлой работе сочувственно, он не мог не отдать должное колоритности типажей в этих бурлацких ватагах. Он долго вынашивал замысел полотна, и лишь в 1873 году, через четыре года после первого знакомства с бытом и работой бурлаков, написал эту картину.

Не ждали…Не ждали…

На картине запечатлён драматический момент возвращения их ссылки народовольца, которого не было дома лет 5-6. Притом освобождённого досрочно, видимо, по амнистии – потому и не ждали. За это время уже подросли дети: сын, который помнит черты отца, смотрит на вошедшего с явной радостью, а вот дочка вспоминает его с трудом или не помнит вовсе, и потому вид у неё недоверчивый и испуганный. Неприкрытая, не сдерживаемая радость на лице молодой женщины (видимо, жены). А вот мать героя очень пострела, и, видимо, уже не чаяла дождаться сына из заточения.

На нём бедная, потрёпанная крестьянская одежда, и на лице стоящей в дверях горничной написано откровенное недовольство и недоумение оттого, что «какого-то оборванца было велено впустить».

Картина написана на волне гражданского подъёма русского общества после процессов над народовольцами, когда Империя жёстко и не всегда справедливо обошлась даже с теми, кто был почти не причастен к движению.

Проводы новобранца

Картина из экспозиции санкт-петербургского Русского музея была задумана и написана после того, как Репин гостил в имении у своего друга Мамонтова. И там, в расположенной рядом деревне, стал свидетелем сцены прощания с новобранцем, призванном на военную службу.

Напомним, что картина была написана в 1897 году, когда русское общество уже было в значительной степени реформировано. В частности, была отменена рекрутчина, на которую забирали служить сроком в 25 лет. Теперь солдата ждала восьмилетняя служба, но прощались с ним так, будто он уходил навсегда. Видимо, по привычке, въевшейся за предыдущие 200 лет набора солдат-рекрутов.

Крёстный ход в Курской губернии

Между замыслом картины (1870 год) и её воплощением в красках у Репина прошло десять лет, только в 1880 году полотно было выставлено на всеобщее обозрение. Сюжет прост: огромный людской поток, идущий в Крёстном ходе по Коренной пустоши под Курском – местом паломничества богомольцев.

На первом плане движущиеся по диагонали картины певчие, несущие на носилках будку с огромным фонарём и иконой внутри. А следом валом валит толпа, жаждущая приобщения к Благодати. Особенно запоминается мальчик-калека с костылём. У него одухотворённое, полное искренней веры в Бога и в чудеса лицо. И тут же сбоку – старик-начётчик, палкой перегородивший ему дорогу к процессии. Добровольный помощник полиции, которая гордо возвышается над толпой простого люда в своей функции «хватать и не пущать».

Иван Грозный убивает сынаИван Грозный убивает сына

Сюжет картины возник у Репина после появления в Западной Европе направления «натурализм», где страдания и кровь стали частыми деталями живописных полотен. У Ильи Ефимовича на картине тоже окровавленные руки царя. А кроме того – ужас и раскаяние в его глазах после содеянного – удара железным посохом сына в висок. А ещё одним побудительным мотивом создания картины стала музыка Римского-Корсакова из произведения композитора «Месть».

На самом деле событие, изображённое на картине, спорное: есть версия, что царь Иоанн IV сына вовсе не убивал. Гневался на то, что тот осмеливался ему перечить — да, было. Но, несмотря на приписываемую ему лютость, до такого деяния не дошёл.Скорее, это было придумано уже позже, уцелевшей после репрессий боярской верхушкой.

Оцените статью
Добавить комментарий