Аркадий Пластов – знаменитый советский художник, картины которого отличаются яркой выразительностью образа, контрастом света и тени, четко прописанными деталями. Он прожил 79 лет, написал множество произведений, которые сейчас можно назвать настоящей летописью деревенской жизни того времени. Современники порицали его за приукрашивание советской действительности, но вряд ли такое определение имеет отношение к творчеству Пластова.
Картину «Летом» он писал в течение двух лет, с 1952 по 1954 годы. Для деревенских жителей этот период был очень сложным. Страна еще не восстановилась от военной разрухи, колхозники работали за пустые трудодни, не имели паспортов, реальной возможности изменить жизнь к лучшему. Деревни, отдавшие фронту главную рабочую силу, обезлюдели, были полны вдов, сирот, инвалидов.
Главными работниками на колхозных полях, фермах оставались женщины, не имевшие возможности хоть как-то поправить катастрофическое материальное положение натуральными запасами. У них не было времени для сбора ягод, грибов, необходимо было обрабатывать поля, ухаживать за животными. Счастлива была та семья, в которой остались старики – бабушки и дедушки преклонного возраста. Их уже не задействовали в тяжелом труде, они могли заниматься припасами.
Картина «Летом» залита полуденным солнцем. Несмотря на тяжелую жизнь, она пронизана позитивом. Художник как бы обещает своим зрителям — все трудности непременно закончатся, впереди всех нас ждет свет и радость. Красота и прелесть цветущей русской природы всегда завораживала Аркадия Александровича, он отражал ее с помощью красок, приготовленных по старинным рецептам.
Выходец из семейства потомственных иконописцев, Пластов был настоящим трудоголиком. Прежде чем заняться написанием большого полотна, он готовил множество этюдов. Именно поэтому его картины отличаются почти фотографической точностью, за которую его так корили менее старательные коллеги. Но эта скрупулезность со временем стала визитной карточкой Пластова. По его картинам можно писать исторические очерки, жизнеописания героев того или иного периода.
На картине «Летом» внимательный зритель обязательно увидит признаки времени. Они – в деталях, на которые этот мастер всегда обращал огромное внимание. Маленькая группка охотников за дарами леса получила наконец-то желанный отдых. Она состоит из бабушки, внучки, и собаки, их верного охранника, тоже утомленного долгим пребыванием в лесной чаще. Самая стойкая героиня – девочка младшего школьного возраста. Удобно устроившись в тени березы, она перебирает ягоды земляники, освобождая их от стебельков.
На коленях девочки, одетой в светлое длинное платье, стоит синяя кружка. Яркую красоту лица темноволосой школьницы оттеняет красный платок. Девочка целиком сосредоточена на своей работе – наверное, она мечтает сделать бабушке сюрприз, намереваясь за время короткого отдыха очистить от мусора все собранные ягоды. Пожилая женщина, прилегшая в густой траве, нечаянно уснула. Внучка бережет ее покой, терпеливо дожидаясь, когда бабушка будет снова готова к дальнему походу. Ее босые ножки устали, но детской энергии хватит с избытком, чтобы одолеть непростой путь
Идти до деревни еще далеко, а ноша тяжелая – полная корзина и ведро грибов. Обычно сборщики лесных даров встают до света, чтобы управиться к полудню, когда людей особенно утомляет жара и тучи назойливых насекомых. Пожилая женщина, повязанная платком, одета в темное, скорее всего, траурное платье. Возможно, она потеряла на войне несколько родных людей. После короткой передышки охотниц за грибами ждет долгий путь и переработка лесных даров, нужно как следует набраться сил.
Собака тоже отдыхает, долгое путешествие по лесной чаще утомило ее. Она дремлет на солнышке, дожидаясь, когда старая хозяйка проснется. Утолив жажду водой из кувшина, маленькая группа радуется короткой передышке перед следующим рывком по знойной лесной дороге. Фотографическая точность деталей вовсе не портит полотно Пластова. Его картины отличаются невероятным оптимизмом, дышат любовью к людям, к родной природе.