А.М. Грицай — народный художник СССР, который избрал основной темой своего творчества природные объекты. Полотно «Летний сад» было написано в 1956 году. В этой картине он увековечил осеннюю ностальгию одного из самых знаменитых мест Санкт-Петербурга. На ней изображена одна из многочисленных аллей уникального Летнего парка.
Этот парк веками украшали замечательные садовники, великие зодчие, скульпторы, фонтанные мастера. 1704 год — дата рождения Летнего сада. Именно с этого сада начинался город Санкт-Петербург, именно здесь был заложен первый императорский сад Петра в барочном стиле. Подобную традицию он заложил впервые, до этого ничего подобного в России не было. Это сад был просветительским, т.е. придворные должны были согласно этой традиции строить свои собственные сады. В Петрово время сад был гораздо больше и делился на первый, второй, третий и простирался до современной Инженерной улицы. Именно на грядках Летнего сада был посажен первый картофель. Не стоит вдаваться в дальнейшие подробности, чтобы в полной мере понять особый символический смысл этого места.
С первого взгляда картину А.М. Грицая можно спутать с фотографией, настолько детально, настолько филигранно выполнен каждый мазок, выбран тон и оттенок. Даже зная, что картина написана пастелью, трудно отказаться от мысли, что перед вами не фотография. Этот парк поистине уникальный, он пронизан поэзией, по этой аллее ступала нога многих именитых людей. Чего только стоят имена А.С Пушкина, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева! Для многих петербуржцев это место памяти, место связи с великим прошлым.
Аллея изображена довольно широкой, в обрамлении ухоженных кустарников и рослых деревьев. Кажется что она потихоньку растворяется где-то на линии горизонта. Такой прием всегда заставляет задуматься о тропе жизни, которую каждый проходит. Т.е. что было мы помним, пока долгие годы не стирают что-то из памяти, как линия горизонта, что будет — не знаем. А на картине запечатлено настоящее, чтобы никогда этого не забыть, даже, когда это воспоминание отодвинется за горизонт нашей памяти.
Пейзаж, запечатленный на картине, оставляет двоякое впечатление. С одной стороны веет осенним меланхоличным настроением, а с другой стороны обретаешь надежду в скором времени лицезреть очередную ароматную и зеленую весну. Весной парк снова наполнится жизнью, прогуливающимися людьми, щебечущими пташками… А пока осень взяла бразды правления в свои руки. Аллея пуста и безлюдна, нет праздных прохожих, только несколько одиноких фигур вдалеке. Скамейка, которая не пустует в тепло время теперь одиноко стоит в стороне, опавшие листья сгрудились по обочинам аллеи, прибранные трудом заботливого дворника, а могучие деревья, словно находятся в раздумье: пора сбросить всю листву или припасти ее для прощального сентиментального листопада.
Темные, сырые от дождя деревья с толстыми извилистыми стволами кажутся несколько загадочными, будто за их частоколом скрывается параллельная вселенная. Легкий туман стоит завесой и не дает отчетливо увидеть пространство за ними, поэтому фантазия начинает свое буйство. То кажется, что это врата в неизведанный мир, то деревья кажутся воинами, защищающими статуи — одинокие и, словно испуганные, внезапной тишиной. (На картине запечатлены четыре мраморные статуи, которые уникальны тем, что смогли уцелеть во время блокады).
Сад словно замер. Природа чувствует скорое приближение зимы и будто экономит свои силы, впадает в спячку, давая своему организму отдохнуть и набраться сил. Невозможно отстраниться от легкого уныния, когда смотришь на кривые голые стволы кустарников и деревьев, которые еще недавно блистали пышными кронами. Печально, наверное от того, что ненадолго представляешь свою человеческую осень, задумываясь какая она будет, когда наступит и скоро ли.
Картина выполнена в зеленовато-желтых оттенках. В целом пейзаж выдержан в спокойных тонах, типичных для питерской осени. Желтые листья передают колоритный цвет сезона, зеленая, слегка поблекшая, трава и кустарники оттеняют темные понурые стволы деревьев. А вот небо местами серое, местами светло-голубое по особенному свежо и непринужденно. Ни что не отвлекает в этой картине от созерцания живописности сада.
По истине удивительно, как сквозь картину автор может передать свое настроение и свое отношение к пейзажу. Чувствуется насколько он проник к этому образу природы, как он чувствует мельчайшую деталь. А.М. Грицай смог передать даже интеллигентный стиль этого места — это действительно верх мастерства и виртуозности в пейзажной живописи.