Картина «Осенний день. Сокольники» написана Исааком Левитаном в 1879 году в период ссылки, когда он был вынужден покинуть Москву. Причиной ссылки стал указ, который запрещал евреям находиться в Москве. Чувствуется грусть и тоска, которые пронизывают каждую деталь пейзажа. И это вполне естественно, ностальгия о родном городе все чаще стала проявляться в его работах.
В одиноко прогуливающейся женщине незримо чувствуется печаль, которую она несет как бремя всю свою жизнь. И скорей всего эта печаль связана с безвозвратно ушедшими днями. Женщина идет по аллее навстречу к нам, а позади нее тропинка уходит далеко назад и тает на горизонте. Эта дорожка, словно символизирует жизненный путь, который она уже преодолела и тот, что еще придется пройти. То, что прожито — обозримо, а то, что предстоит прожить сама женщина примерно представляет, а мы и не узнаем, пока кто-то не поведает об этом.
Жизненный путь мы проходим в одиночестве, потому что все принятые решения, зависят только от самого человека и совсем не важно, что каждый день нас окружает множество людей — они ни на что не оказывают влияния. Только наедине с собой мы вершим и двигаемся по аллее своей судьбы, печалясь каждый раз, что прожит еще один день и ничто не повернуть вспять. Со временем, когда накапливается сентиментальность, мы тихо плачем и наши слезы медленно стекают по щекам, как желтая листва с доселе густых крон деревьев. Кажется, что женщина, как и природа, ее окружающая, в скором времени расплачется. Она идет слегка стремительно, но лишь от того, что сдерживает свой порыв расплакаться.
Чтобы начать движение вперед и оставить за плечами всю накопленную усталость, необходимо дать волю эмоциям. Лишь после бури можно возродиться как феникс и продолжить нести свое бремя. Не то же ли делает матушка природа? Осенью она плачет, зимой замирает, весной расцветает и блистает, как ни в чем ни бывало, летом. Природа переродилась, восстала словно птица феникс. Она не зациклилась на одном, просто сделала то, что нужно. Только ей требуется чуть больше времени, а человеку достаточно и дня, чтобы сменить свою печальную осень на солнечное лето.
Поздняя осень. Кроме стройной женщины, одетой в черное одеяние никого больше нет. Ее платье развевается на ветру. Если присмотреться к пейзажу, то в каждом мазке художника чувствуется едва уловимое движение. Кажется, что хмурые облака медленно плывут, предвещая скорый дождь. Листва на кронах старых сосен шевелится, и опавшие листья ветер тихо прибивает к обочинам тропинки. Трава еще зеленая, но блеклая, что говорит о скором замирании природы перед предстоящей зимой. При желании можно услышать этот ни с чем несравнимый гул леса, шорох пожухлых листьев и даже вспомнить слащавый запах прелой осенней листвы, почувствовать порывистые движения ветра. Контраст между маленькой фигуркой женщины и величавой природой делает ее одиночество еще более всепоглощающим.
Охристые цвета, осенняя неторопливость и задумчивость навевают мысли об одиночестве, о грусти, с которой каждый так или иначе остается иногда наедине. О чем задумалась эта женщина можно только гадать, но чтобы получить хоть какой-нибудь ответ, то вспомните сами, о чем вы думаете в минуты печали, какие мысли наведываются к вам в голову, когда вы вспоминаете истории своей жизни. Наверное примерно о том же думает и незнакомка, ведь все мы люди и грустить о ком-либо или о чем-либо нам свойственно.
Самое удивительное в истории создания этой картины один, но достоверный факт. Сам Левитан написал пейзаж и только. На первозданной картине эта самая незнакомка не была запечатлена. Левитан предпочитал изображать пейзажи, а не людей. Женщина появилась на картине несколько позже и принадлежит перу брата А.П. Чехова. И этот факт совсем не портит полотно, даже наоборот — придает ему еще больше смысла. Ведь именно эта дама помогает понять, что витиеватая тропинка — это метафоричное изображение жизненного пути. Смысл картины можно интерпретировать совершенно по-разному, и все меняет лишь силуэт прекрасной незнакомки.
Левитан умеет писать совершенно простые пейзажи, но делает это так умело, что они становятся очень знаковыми, близкими и понятными каждому. За изображениями природы кроется глубокий смысл, который не чужд и человеческой природе. В этом и заключается талант и величие мастеров, которые нашли свое призвание в жизни, их труд созидателен и останется актуальным на многие века. Такие картины заставляют задуматься нас о самом ценном — о жизни, о наших мечтах и о времени, которое отведено нам в этом мире.