Коллеги называли художника Александра Герасимова (1881-1963 гг.) придворным кремлевским живописцем, считали его необыкновенно удачливым дельцом от искусства. Но этот мягкий, домашний человек просто был очень талантливым и работоспособным. За свою долгую жизнь он написал около 3 тысяч полотен, многие из которых включены в золотой фонд советского изобразительного искусства.
Сыну прасола, зажиточного торговца скотом, приходилось непросто. Родители не хотели, чтобы Александр зарабатывал свой хлеб живописью. Им, представителям крестьянского сословия, казалось, что сын заранее обрекает себя на нищету. Но Александру все-таки удалось договориться с родными. На долгие годы он покидает родной город Козлов, расположенный в Тамбовской губернии, уезжает в Москву.
Герасимов блестяще выдерживает трудный экзамен, поступает учиться в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. На одно место тогда претендовало 9 человек. На учебу талантливый крестьянский сын потратил 12 лет, его наставниками были знаменитые художники – Коровин, Серов, Архипов.
Долгие усилия увенчались успехом, молодой человек получил сразу два диплома – стал художником и архитектором. Единственным проектом Герасимова стало здание драматического театра (1913 г) в родном Козлове. Вторая специальность не слишком привлекала его, в дальнейшем все свое время он посвящает живописи. В 1918 году Александр вернулся в Козлов, в течение семи лет зарабатывал на жизнь в качестве декоратора.
В 1925 году Герасимов возвращается в столицу. Художника живо интересует политическая жизнь молодой республики, именно ей он и посвящает свои первые картины того периода. Всем известно его эпическое полотно «Ленин на трибуне». Это было точное попадание в цель, страна, только что потерявшая своего дорогого вождя, радостно узнавала его на картине Герасимова. За художником мгновенно закрепилась слава выдающегося портретиста.
Он пишет множество портретов, картин с изображением вождей, знаменитых людей. Герасимов необыкновенно популярен – ведь на его полотнах выдающиеся современники выглядят очень органично, художник работает с любовью, умеет подметить характерные черты каждой личности. При этом Александр Михайлович не забывает о своей основной специализации – пишет прекрасные натюрморты, пейзажи, портреты в стиле «ню».
Картина «После дождя» была написана художником в 1935 году. В этот период он находился в родном городе, уже переименованном в Мичуринск. Александр Михайлович чувствовал себя утомленным и разбитым – насыщенная московская жизнь, бесконечная работа сказывалась на его здоровье, душевном состоянии. Внезапно, совершенно неожиданно для себя, именно в это время он сумел написать настоящий шедевр.
Ясным днем на провинциальный город вдруг опустилась стена короткого и теплого летнего дождя. После буйного разгула стихии художник отправился на террасу своего дома и был изумлен красотой омытой природы. Вдохновленный Герасимов, не теряя ни минуты, велел своему ассистенту принести холст и кисти. Он писал этот шедевр быстро, стараясь не потерять сильного ощущения от увиденного.
Буйство летнего ливня превратило уютную террасу, где семья собиралась за домашними чаепитиями, в нечто совершенно особенное. Зрители явственно чувствуют запах озона, молодой листвы, земли, напоенной дождем. Обычная, ничем непримечательная терраса, выглядит настоящим местом силы – здесь все блестит, залитое стремительными небесными потоками.
Сияет деревянная скамейка, пол, столешница – все омыто живительной влагой. На темном столе с резными ножками стоит вазон с нежнейшими розами. Они тоже пострадали от дождя, но остаются столь же прекрасными. И лишь оббитые ветром лепестки напоминают о пронесшейся буре. Опрокинут, и только чудом не упал забытый на столе стакан.
В самом воздухе разлита свежая радость. На заднем плане картины буйствует омытая дождем зелень. Она не однородна – прямо к террасе тянут свои темно-зеленые ветви огромные липы или дубы, оттеняя яркую траву на лужайке. Эта картина проста и понятна любому человеку, все мы видели такое не раз. Художнику удалось передать зрителям свое настроение. Он как бы убеждает нас – на смену любой бури, ненастья, природного катаклизма придет счастье, радость, обновление, яркие чувства.
Полотно «После дождя» имеет еще одно название – «На террасе». Это была любимая картина А. Герасимова. Вдохновенная кисть выдающегося живописца оставила благодарным потомкам настоящий шедевр. Над картиной художник трудился в страстном порыве, но ему предшествовала долгая подготовка. Об этом свидетельствует целый ряд скрупулезно написанных этюдов.