Действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» разворачивается в послевоенное время, когда страна понесла страшные потери, и прежде всего человеческие.
Измученные люди стали терять человеческий облик, посуровели, стали более замкнутыми и от этого жестокими.
Но настоящий человек всегда остается человеком и Распутин прекрасно показывает это читателю на примере молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны. Из всех взрослых она одна сумела понять, как трудно живется деревенскому мальчику, одаренному, но невероятно бедному и гордому.
Сострадание к человеку, к ребенку, просто к живому существу – основная проблемная линия рассказа. Учительница сама живет очень бедно, но находит для себя возможность, пусть и в ущерб себе, помочь ребенку пережить тяжелое время. Для этого она идет на только на обман, но и на должностное преступление: играет с мальчиком в азартную игру «Пристенок» на деньги, позволяя ему выигрывать.
Стойкий, закаленный с самого детства характер главного героя не позволяет ему унижаться и просить помощи, поэтому он отвергает присланную якобы матерью посылку, но понимает, что это хитрый ход его учительницы. И вот это стремление не унизить своего человеческого достоинства жалостью и подачками – еще одна проблемная линия, поднятая Распутиным.
Автор подчеркивает, что этого ребенка ни в коем случае нельзя назвать неблагодарным, просто он мудр и понятлив не по годам. В то время всем жилось очень тяжело, и учительница также недоедала, как и все остальные и он не мог, не хотел принимать от нее жертву, быть чем-то обязанным чужому человеку.
Но горд в этом рассказе не только главный герой, но и учительница французского языка Лидия Михайловна. Она не унижалась и не просила оставить ее в школе на занимаемой должности, не лебезила и не и раскаивалась в содеянном. Потому что на ее стороне была правда, и она знала это, а потому пострадала за свою доброту, лишилась работы и была вынуждена уехать на Кубань, на свою родину.
Можно сказать, попала в изгнание и все потому, что пошла против обычной номенклатуры, серой, жестокой и бесчеловечной. Эту бюрократическую машину не интересует мелкий человек, одинокий по своей сути, она может работать только с людьми в их массе. И это тоже страшная проблема и суровая правда жизни. Государство, и школа как его представительница, не имеет сострадания к душевным и телесным страданиям маленького человека.
Безнравственность игры с ребенком на деньги вполне понятна молодой учительнице, и он понимает, что преступает определенную черту. Но ежедневно наблюдать за тем как погибает от голода маленький мальчик, еще не способный добывать себе пропитание, все-таки выше ее сил. А ведь этот ребенок живет не один, он постоянно находится среди других людей, сверстников, учителей, просто взрослых людей. но для них он безликий, просто один из множества ему подобных. Можно ли назвать жизнь в равнодушном обществе проблемой? Безусловно. и со страниц своего рассказа Распутин не просто говорит, он кричит об этом, взывая к милосердию людей.
Как отмечает автор, уроки французского оказались для голодного несчастного мальчика уроками доброты, и он запомнил этот опыт на всю свою жизнь.
Известно, что это произведение целиком и полностью автобиографично, а значит писатель точно представил образы главной героев, сумел передать их мысли и взгляды на жизнь.
Как прощальный привет приходит к мальчику посылка с Кубани. Она собрана с любовью и заботой и теперь мальчик принимает ее с особой благодарностью,потому что она несет в себе тепло души той взрослой и умной женщины которая стала для него на один уровень с матерью, ведь Лидия Михайловна оказалась также готова к самопожертвованию для него, как если бы он был ее сыном.
Благодарность, искренняя, душевная, часто несвойственна людям, получающим все блага просто так, легко и без мучительных переживаний. Главный герой, получивший свой жизненный урок, теперь сумеет сохранить в своей душе тепло душевной благодарности, внутренней и всеобъемлющей.
Таким образом, основная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» базируется на таких высоконравственных понятиях, как человеческая доброта, сострадание к людям, способность к самопожертвованию, а еще сохранение чувства собственного достоинства и способности принять чужую жертву.