Проблематика комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина

Проблематика комедии "Недоросль" Д. И. Фонвизина Проблематика

Ученье – свет, а неученье – тьма. Эта аксиома известна всему миру, но всё равно находятся люди, считающие, что образование – ерунда, пустяк, которым можно спокойно пренебречь и жить счастливо, не ведая печали. Д. И. Фонвизин был человеком умным, с тягой к просвещению и сильным интересом к точным и гуманитарным наукам. Он изучал не только российское общество, но и внимательно следил за развитием иностранных государств, и в своём творчестве выражал мысли о важности просветительства, широты кругозора и старании в учёбе.

Комедия «Недоросль» — карикатура на российское дворянство восемнадцатого века, которое не желало двигаться вперёд, боялось изменений и из последних сил цеплялось за своё былое величие и бесполезные звания, не понимая, что на первое место постепенно выходили положительные личные качества, смекалка и сообразительность. У всех персонажей говорящие имена, многие из которых превратились в нарицательные — Митрофанушка, Простакова, Скотинин, Вральман, их характеры гиперболизированы, а сюжет и диалоги подчёркивают абсурдность происходящего.

Д. И. Фонвизин не скрывал своего намерения высмеять царившие в России нравы – никакой маскировки, каждое слово, будто зеркало, отражает жизнь, увеличивает изображение до мельчайших деталей и преподносит читателю, словно спрашивая, неужели его выбором будет такое бессмысленное существование, заполненное глупостью и притворством. Проблематика, поднимаемая в комедии «Недоросль», в некотором смысле вечная – всегда были, есть и будут те, для кого умственная работа и не работа вовсе, а так, баловство. Те, чьи приоритеты заключаются в создании фальшивого образа даже не для чужих глаз, а собственных. Те, кому хватит сияния своей завышенной самооценки, заглушающей ироничные смешки окружающих.

Образование – лестница, помогающая преодолевать препятствия, а не пунктик, напротив которого следует поставить галочку ради формальности, и не медаль за выдающиеся заслуги, которую можно положить в шкаф и протирать пару раз в год. Без постоянных тренировок ум застаивается и деградирует, простейшие вещи кажутся невыполнимыми, а оценка действительности хромает на обе ноги. Способность думать, анализировать и обобщать отличает человека от животных, позволяет ему отказаться от сиюминутного удовлетворения желаний в пользу глобальных целей или высоких идеалов.

Беда помещиков Простаковых не в чрезмерной приземлённости и практичности, не в желании обогатиться за чужой счёт, а в отсутствии малейшего понимания, зачем они себя так ведут, чего хотят добиться. Их образ жизни – привычный шаблон, перешедший в наследство от старшего поколения и навязываемый поколению молодому в лице Митрофанушки. Они не осознают, что новые возможности предполагают и новые обязанности, а прогресс и развитие общества подготавливают почву для изменения знакомых правил. Разум – инструмент для точного и эффективного ориентирования в пространстве, и, намеренно пренебрегая им, человек увеличивает вероятность, что когда-нибудь упадёт в глубокую яму и не сможет из неё выбраться.

Глупость не позволяет Простаковым прийти к компромиссу и объединиться – мысли каждого из них занимал собственный план, исполнению которого они отдавались всей душой, вызывая недоумение и насмешки у всех, кому выпала неудача это наблюдать. Втягивая других людей в свои интриги, они не плели вокруг них паутину из хитрости и коварства, а выдавали им бесплатный билет на цирковое представление с собою в главных ролях. В комедии «Недоросль» на суд зрителю отдаётся история про ужасное невежество – настолько беспросветное и самолюбивое, что не имеет способности глянуть на себе хоть с минимальным здравомыслием, но с гордостью шествует к бесславному концу.

Почему Скотинин желает жениться на Софье? Из-за богатого наследства, огромных владений или титула? Нет, его прельщают деревеньки, которыми она владеет, ведь там разводят свиней, а у него к ним некоторая слабость. Почему Митрофанушка несколько лет подряд обучается грамоте и счёту, но не может досчитать до трёх и прочитать хотя бы пару строчек? Потому что Простакова взяла кучера на учительское место и не удосужилась проверить документы. Отчего Митрофанушка постоянно сбегает с уроков и вскоре заявляет, что не желает учиться, а хочет жениться? Ограниченность сузила его мир до размеров двора поместья, лишила желаний и рассудительности.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — классика, которая никогда не устареет. Это глубокое произведение с запоминающимися персонажами касается важной проблематики необходимости образования и осмысленного отношения к жизни.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Какой смысл
Добавить комментарий