Проблематика пьесы Вампилова «Старший сын»?

Проблематика пьесы Вампилова "Старший сын"? Проблематика

«Старший сын» — одно из самых популярных произведений Александра Вампилова, и, несмотря на подстерегающие героев серьезные неприятности, возможно, единственная его пьеса с безусловно счастливым концом. Не зря даже пятьдесят лет спустя она не сходит со сцен театров, развлекая и трогая зрителей, а экранизация «Старшего сына» с Евгением Леоновым считается одним из самых удачных творений позднесоветского кинематографа.

Как известно, пьеса начинается с того, что двое подгулявших молодых людей — студент медвуза Бусыгин и его приятель, лучше «знающий жизнь» и более циничный торговый агент Семен по прозвищу Сильва опоздали на последнюю электричку и ищут, куда бы приткнуться на ночь. Подслушав чужой разговор и проникнув в местные семейные тайны, они решили переночевать в доме немолодого музыканта Сарафанова, отца двух своенравных взрослеющих детей.

Его младший сын пятнадцатилетний Васенька влюблен во взрослую соседку по фамилии Макарская, которая годится ему хоть не в матери, то, во всяком случае, в старшие сестры. Дочь Сарафанова Нина — уже взрослая девушка и вдобавок невеста, но и она стыдится отца. Мало того, что от него ушла жена, так он еще и не сумел подняться выше кларнетиста в местном оркестре. При этом неисправимый чудак не считает себя неудачником, как думала о нем жена и продолжают думать все соседи. Даже когда Сарафанова одолевают темные мысли, он утешает себя тем, что приносит людям радость. Так почему бы у него не появиться еще одному «родственнику»?

Идея розыгрыша рождается в изобретательном уме Сильвы: подслушав излияния выставленного из дома Макарской и успевшего выпить с горя Васеньки, он подговаривает Бусыгина назваться старшим сыном Сарафанова, рожденным от случайной возлюбленной после войны и решившим много лет спустя найти отца. В конце концов, это выдумка на одну ночь, наутро они отправятся домой и никто не узнает правды. Вот только Бусыгин не только называет себя «сыном» Сарафанова, но и вскоре впутывается в дела чужой ему по крови семьи, младшие члены которой попадают в самые неприятные переделки. Получивший окончательный отказ Васенька бежит из отцовского дома, а на прощание, потеряв рассудок из ревности, поджигает квартиру предмета своих воздыханий. Нина готова оставить жениха, потому что не на шутку влюблена в явившегося неизвестно откуда мнимого брата. Сам Сарафанов признается, что давно ушел из оркестра и играет на свадьбах и похоронах, окончательно шокируя детей.

Решая не по своей воле эти проблемы, Бусыгин чувствует себя действительно членом семейства Сарафанова, ответственным за невзгоды и детей, и невезучего главы семьи. И когда раздраженный Сильва рассказывает о розыгрыше, Сарафанов ни за что не желает верить правде, признавать, что этот молодой человек ему не родной. Но главное, что так считает и Бусыгин, который и сам ощущает себя нежданно найденным старшим сыном этого безалаберного семейства и признается в этом мнимому «отцу». Финал пьесы не оставляет неясностей: Бусыгин остается в доме Сарафановых, а если его роман с Ниной будет развиваться благополучно, он действительно сделается старшим сыном Сарафанова и единственным взрослым мужчиной в этой семье.

Мораль ясна: родственные души оказываются ближе, чем люди, родные по крови, но не способные найти общий язык. К тому же в «родственнике» нуждается не только бедняга Сарафанов, к которому относятся свысока собственные дети, даже еще не взрослый Васенька. Свою семью ищет и находит и выросший без отца Бусыгин, которому тоже нужны родные люди, нуждающиеся в нем.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Наталья

    Да, именно так я и восприняла когда-то этот спектакль с обоятельными Леоновым и Караченцовым. Но вот что поняла я со временем. Автор оставил нам кое-что для размышления. Или это уже мои придумки через года. Чего добился Сарафанов в этой жизни? Игры на похоронах. Мы в советское время жили довольно безалаберно. Читали романы по ночам. Днем на работе обсуждали их. Жили неспешно, рассуждая о человечности и любви. Вследствие карьерой не озабочивались. Да и что можно было получить, горя и пламенея без блата. 15 рублей прибавки к зарплате. Смотри фильм «Единожды солгав». Поэтому били баклуши, и не беспокоились. Современные ребята должны трудиться, чтобы достойно жить. Я сама в новое время столкнулась с напряжённой работой. Оплачиваемый достойно. Жених Нины подаётся в спектакле (не в пьесе) как занудный персонаж. На самом же деле он трудяга и честный человек. Но большинством он воспринимается как антипод Старшего сына, которому некуда спешить. Он действительно второй Сарафанов со всеми, вытекающими последствиями. Он добрый хороший человек, но играть ему на похоронах. Шпаликов сам Сарафанов. Он свободен, раскрепощен. Захотел- на самолёт и в Сочи. Или куда ещё. Это вот противоречие души доброго, но необязательного героя или героев и показал Шпаликов в пьесе. В этом было его мучение. Нечто похожее было в фильме со Збруевым. Забыла его название. Играет музыка, уже рассвет и он кричит: «Люблю тебя, Наташка.»

    Ответить
    1. Марина

      Очень хороший комментарий, спасибо Наталья

      Ответить
    2. стас

      Это вообще был фильм “”большая перемена“” , где был в ролях Збруев.

      Ответить