Поэма Анны Ахматовой «Реквием» состоит из десяти отдельных стихотворений, связанных посвящением, вступлением и эпилогом. На первый взгляд стихотворения никак не перекликаются между собой, они разные по стилистике и смыслу, и даже написаны в разные года: где-то говорится о смерти, где-то о тюрьме и свободе, где-то о прошлом. И чтобы понять проблематику этой поэмы нужно окунуться в историю жизни Анны Ахматовой – в тот период, когда в новообразованном советском государстве начались повальные репрессии.
В 1936 году Сталин назначил на должность наркома НКВД Николая Ивановича Ежова. В этом же году внутри Народного Комитета Внутренних Дел и по всей стране начались чистки и аресты. Перед Ежовым была поставлена задача искать и ликвидировать в зачатке любые признаки антисоветских заговоров. Новый нарком взялся за дело очень рьяно и в итоге вошёл в историю под прозвищем «кровавый карлик». За время его активной деятельности было расстреляно свыше шестисот тысяч человек, сотни тысяч отправлены в лагеря. Под общую чистку попал и единственный сын Анны Ахматовой – Лев Гумилёв. В общей сложности он провёл в лагерях свыше десяти лет, а в 1956 и 1975 годах был полностью оправдан по всем предъявленным обвинениям. Двое супругов Ахматовой также погибли от руки советской власти: Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году, а Николай Пунин умер в лагере в 1953 году.
Итак, в стихотворении «Реквием» Ахматова как раз и рассказывает своим читателям, что ей пришлось пережить, когда она один за другим теряла любимых людей в пучине безосновательных репрессий.
Проблематика поэмы строго социально-политическая, но сколько в неё вложено эмоций!
В поэме лейтмотивом звучат три проблемы:
- Несправедливость угнетения;
- Проблема собственного восприятия горя;
- Проблема памяти.
Рассмотрим каждую из них.
1. Ахматова не стесняется обличать несправедливость репрессий и арестов. Вступление поэмы «Реквием» — это одна большая обличительная речь, в которой «безвинная Русь» корчится под «кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь» (под чёрными марусями следует понимать служебные машины НКВД). Чтобы показать масштабы арестов, Ахматова сравнивает весь Ленинград с ненужным привеском, который болтается возле тюрем – ведь репрессиями было затронуто такое количество человек, что перед тюрьмами выстраивались бесконечные очереди, в которых и сама Ахматова «стояла… триста часов».
2. Проблема собственного восприятия горя Ахматовой остро перекликается с образом Богородицы, которая страдает у распятия Христа. Разбросанные по разным годам строки твердят об одном: душа женщины медленно умирала от горя и безысходной тоски по несправедливо обвинённому сыну. Порой она молила о смерти, порой горько усмехалась собственным воспоминаниям о счастливой молодости, когда поэтесса и помыслить не могла, что приключится с ней и её семьёй.
3. Проблема памяти также очень сильна в «Реквиеме». В эпилоге Ахматова вспоминает всех, кто стоял в тюремных очередях вместе с ней и по всей стране – тысячи безутешных женщин и матерей, которые ничего не могли изменить, которым приходилось покорно мириться с происходящей несправедливостью. И в стихах Ахматова говорит о том, что боится забыть о годах ожидания сына из тюрьмы. Боится, что будущие поколения забудут горький урок, преподнесённый новой властью. Ахматова прямо просит поставить ей бронзовый памятник возле тюремной стены, где она томилась в очереди к сыну, чтобы каждый, кто хотел бы почтить память великой поэтессы, столкнулся бы с горькой историей её жизни, вплетённой в историю Советского Союза.