В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к разным вопросам и образам, в том числе и историческим, однако, очевидно, что основная проблематика касается проблемы чести и долга. Есть еще проблема выбора, которая ставит героев на тонкую грань добра и зла. Затем идут проблемы сострадания и милосердия, любви и верности, а также взаимодействия простого народа с людьми дворянского происхождения.
Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.
Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.
Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.
Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.
Так же воспитана Маша. Полюбив Гринева она, несмотря на то, что в начале повести предстает перед читателем как «трусиха», решает неотступно следовать за опальным Петром. Бедная, но благородная девушка свято верит в правду и находит поддержку у самой императрицы, которая настолько великодушна, что прощает Гринева.
Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.
В повести «Капитанская дочка» проблема чести неразрывно связана с проблемой выбора. Гринев выбирает смерть, но не отступается от данного однажды слова, Маша выбирает изгнание и нищету, но не отказывается от своей любви в пользу более удачливого в определенный момент Швабрина, Мироновы выбирают родину, зная, что погибнут за нее. Даже Савельич, много раз рискующий вызвать гнев несдержанного Пугачева, выбирает служение своему воспитаннику Гриневу, не изменяя данному его отцу слову.
Таким образом можно сказать, что все герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в той или иной степени собственными поступками демонстрируют отношение к чувству собственного достоинства и показывают как надо или не надо поступать перед сильными мира сего и вообще влиятельными людьми. Отец советовал Гриневу не льстить и не преклоняться перед властьимущими и этот совет, как и прочие его отцовские наставления, делают характер Петра твердым, стойким и справедливым. Благодаря этому он как магнит притягивает к себе таких же порядочных людей и отталкивает тех, у кого на жизнь совсем другие взгляды.