«Портрет» — одна из самых загадочных повестей Николая Гоголя, вошедших в цикл «Петербургские повести», напоминает произведения его гениальных зарубежных современников — Бальзака и Гофмана, а также написанный много позже «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Эту историю о художнике. продавшем талант, можно подыскать как мистическое, так и реалистическое обоснование, если решить, что все фантасмагорические события происходят в воображении несчастного молодого художника Чарткова, который не устает перед искушением сделаться модным живописцем ценой утраты таланта.
Убедиться в определенной схожести можно после прочтения нашего краткого содержания. Переходите и читайте!
Эта история начинается с того, что бедный художник Чартков покупает в лавке старьевщика портрет зловещего старика с пристальным взором, который следит за каждым движением молодого человека. Этот жуткий старикашка, искушающий молодого человека призраком богатства, оказывается причастным к тому, что в квартире Чарткова появляется неизвестно откуда взявшийся мешок с деньгами. Теперь художник может обустроить мастерскую по собственному вкусу, принимать состоятельных заказчиков, которые разнесут славу об его талантах по всему Петербургу. На первых порах Чарткову действительно везет, но вскоре, начиная потакать заказчикам, он становится на путь, превращающий его из подающего надежды талантливого художника в бойкого ремесленника, рисующего стереотипные портреты и набивающего кошелек.
Молодой человек чувствует, что с ним происходит что-то ужасное и прозревает, когда видит работу своего товарища по Академии художеств, создавшего действительно великое, верное жизни и вместе с тем не копирующее натуру произведение. Запершись в мастерской, он пытается создать столь же талантливую картину, а когда видит, что окончательно деградировал как художник, начинает скупать во всему Петербургу произведения талантливых художников и уничтожать их, пока не сходит с ума и не умирает в нищете.
После смерти Чарткова открывается тайна портрета — это был пугающе реалистичный портрет злобного ростовщика, настоящего беса в человеческом облике, который принес своему создателю неисчислимые бедствия. Художник, написавший этот портрет, успел раскаяться и умирает с миром в душе в отличие от Чарткова. Впрочем, как следует из событий, описанных в первой части «Портрета», художнику следовало уничтожить зловещую картину, которая продолжает гулять по миру и вводить в соблазн живописцев, не подозревающих, какое опасное наследство им досталось.
Проще всего было бы истолковать эту повесть как историю о губительной власти богатства, что и делалось в советских школьных учебниках. Но такой сюжет был слишком простым для Гоголя, уже признанного в момент создания «Портрета» величайшим из русских прозаиков. К тому же приверженцы этой версии забывают о второй части, где ясно показано, что для художника смертельно опасны не только желание денег и славы, но и неудержимое влечение к «темной» стороне жизни и дьявольским соблазнам. Сам Гоголь в конце жизни почти возненавидел свои сатирические произведения, создавшие ему всероссийскую славу, и стал выступать с посланиями-проповедями, изумлявшими даже старых друзей, которые были готовы поверить в «безумие» великого писателя.
А еще о загадке «Портрета» писал знаменитый популяризатор науки Яков Перельман. Он рассказал юным читателям, чем объяснялся пугающий эффект картины: зрачки зловещего старика были изображены в самом центре, что и создавало эффект всевидящего пристального взгляда. Но это объяснение не отменяет загадки «Портрета», над которой ломают головы читатели уже почти два века.