Одной из глав книги «Последний поклон» В.П. Астафьева является «Фотография, на которой меня нет». Если кратко, в произведении описаны страшные для русского села 30-е годы XX века. В это же непростое время проходило детство у главного персонажа истории — мальчика Вити.
Ребёнок смотрит на мир не как взрослый. Дети чисты и невинны. Они воспринимают происходящее вокруг по-другому. Взрослые привыкли придерживаться строгих правил, подчиняться своим законам. Дети же уверены, что перед ними лежит целый мир. Ребенок познаёт своё окружение, он открывает для себя действительность.
Сегодня разберем проблематику рассказа «Фотография, на которой меня нет». Будет интересно!
Основные проблемы и темы
Сейчас фотографии и видео никого не удивляют. Некоторые люди привыкли запечатлевать практически каждый свой шаг. Но годы, описанные Виктором Астафьевым, фотография не была привычным явлением. Снимкам словно поклонялись. Они считались настоящей ценностью.
Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» — это осознание того, что старинные снимки наполнены особой энергетикой. Это не просто снимок из прошлого. Он может рассказать о ценностях людей того времени.
Одна из тем созданного Астафьевым рассказа — это добро. Все поступки во благо всегда возвращаются. Дети чувствуют любовь со стороны учителя, который всегда стоит за них горой. Взрослые видят искреннее отношение преподавателя к своим воспитанникам, и они помогают учителю тем, чем могут.
Смысл произведения в том, что дети брали пример с открытых отзывчивых взрослых. Несмотря на бедность, отсутствие качественной одежды, ребята гордились своим учителем, школой, историей. Старинная фотография — это своеобразная летопись народа, проживающего в сибирской деревни.
Краткий пересказ сюжета
В книге повествуется о существовании обычной сибирской деревни в сложные тяжёлые годы. Описание является автобиографическим. Главный персонаж был сиротой. Воспитанием мальчика занимались дедушка и бабушка. Несмотря на испытания, выпавшие на долю героя, он смог сохранить в своей памяти светлые и радостные воспоминания из детства. Даже в предвоенные и военные годы жизнь персонажа была наполнена яркими моментами.
Население деревни сложно назвать богатым. Жизнь людей была скудной и слоэной. Они ходили в лес, чтобы добыть себе пищу, вели домашнее хозяйство. Глядя на окна жилищ, уже была понятна состоятельность владельцев, и их уклад жизни.
Приезд фотографа в эту глухую местность — событие из ряда вон выходящее. Этот визит был настолько важен местным жителям, что даже были прерваны школьные занятия. Но главному герою произведения не повезло. Мальчик был болен, поэтому и не смог сфотографироваться с остальными. Персонаж воспринял это, как личную трагедию. Затем учитель принёс этот злополучный снимок мальчику, и увидел благодарность в его глазах.
Местные жители с большим уважением относятся к преподавателю в школе. Учитель готов прийти на помощь в трудную минуту, он образован и вежлив. Именно поэтому он и заслужил свой авторитет у населения. Преподаватель старается, чтобы ученикам в школе было удобно и комфортно.
Ему важно, чтобы дети хорошо осваивали программу, получали знания. Он работает не только ради получения материальных благ. Это его призвание. Он понимает, что его работа приносит пользу окружающим.
Наш разбор проблематики рассказа «Фотография, на которой меня нет» подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях.