Проблематика произведения «Легенда о Данко»

Проблематика произведения "Легенда о Данко" Проблематика

Легенда о Данко – третья часть рассказа «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. Это оригинальное романтическое произведение, совершенно необычное для реалиста Горького. Автор, находившийся под впечатлением от путешествия по Бессарабии, только по истечении трех лет написал о молдаванах – красивом, сильном, уверенном в себе народе.

Легенда о Данко – яркое, образное произведение, поднимающее перед читателем целый ряд философских проблем. Его сюжет прост – племя гордых, сильных людей вынуждено искать новую родину. Руководство над людьми взял на себя молодой красавец Данко. Но утомленные соплеменники, не сумевшие рассчитать собственные силы, обвинили предводителя в некомпетентности. Лидер доказал преданность народу необычным способом – пожертвовав собственной жизнью. Он вывел племя в прекрасную степь и умер.

Такие случаи нередки – люди-пассионарии готовы жертвовать, и часто жертвуют собой ради общего блага. Но обыватели неблагодарны, не ценят подвижничества, подозревают, обвиняют их во всех смертных грехах. Смелому юноше грозила реальная смерть от рук неблагодарных соплеменников. Толпа – страшная сила, ей управляют темные инстинкты, а не разум. Философ Платон вообще утверждал, что большинство людей попросту неумны, даже если им удалось получить образование.

В критические моменты самая ограниченная, деструктивная часть толпы становится «гласом народа». И только некоторые люди испытывают искреннюю благодарность к двигателям прогресса. Горький точно подметил и описал в своем произведении данную особенность человеческого общества. Это обычная неблагодарность, так было всегда. Ярких, талантливых представителей любого общества при любом образе правления обыватели считают недостойными выскочками, стараются их уничтожить.

Но история не стоит на месте, ее двигают вперед именно такие люди, как Данко. Итог закономерен – он отдал людям свое сердце и жизнь, а взамен не получил ничего. Осталась лишь красивая легенда о его подвиге, да яркие искры от его сердца, вспыхивающие в предгрозовой степи.

В нашей жизни примеров самоотверженного благородства много – это и летчики, уводящие горящую машину от населенных пунктов, врачи, днем и ночью спасающие пациентов от опасного вируса. В военное время многие ситуации на фронте, в тылу тоже требовали самоотверженности, подвижничества. И очень хорошо, что спасенные соотечественники научились ценить подвиги, помнить о них.

Подвижничество и неблагодарность идут об руку друг с другом. Моральные качества Данко высоки, именно они не позволили ему бросить свой народ в трудную минуту. Человек, совершающий подвиг, не думает о благодарности, он поступает так по велению сердца.

В легенде автор поднимает еще одну важнейшую проблему – в самом конце произведения он говорит об осторожном человеке, тихонько раздавившем ногой сердце героя. Такие люди боятся всего нового, необычного, непривычного. И если от них хоть что-нибудь зависит, осторожный человек обязательно станет преградой на пути к инновациям, прогрессу.

Горьковский боязливый человек походя уничтожил само воспоминание о Данко. Это тоже общеизвестное явление. Данко сделал свое дело, он больше не нужен. Неблагодарный трус всегда стремится избавиться от неприятных воспоминаний, именно поэтому он изгоняет из своей жизни людей, спасшего его в критической ситуации, либо становится их врагом. Боязливый человек, прошедший трудный путь в мрачных лесах, среди болотных испарений, больше не желает помнить о плохом. Но осталась старуха Изергиль, эта женщина сохранит для потомков легенду об отважном красавце Данко.

Оцените статью
Добавить комментарий