Название книги необычное, но смысл его перекликается с Библией и связывает нас с ловцом человеческих душ. А главный герой представляет себя этим ловцом, который должен сохранить невинные и чистые детские души от проникновения в них «грязного» и порочного взрослого мира. В этом мальчик видит свое жизненное предназначение. Повествует обо всем происходящем читателям подросток Холден Колфилд, устами которого автор обличает ложь, фальшь, лицемерие, трусость этого мира, приравнивая его к театру абсурда.
Произведение «Над пропастью во ржи» обладает романтической тональностью, где присутствуют вполне оправданные подростковые нотки исповеди и тревоги за свое будущее. Роман напоминает по своему стилю повествования дневник, который так часто заводят дети в подростковом периоде. Внутренние монологи внахлест с молодежным жаргоном прекрасно описывают внутреннее противоборство героя в поисках своего предназначения. Со всеми переживаниями, происходящими в этом романе сталкивается каждый юнец, который вступает в этот мир и стоит на пороге принятия или непринятия своей стези.
В произведении Сэлинджера описываются события всего лишь трех дней. За эти три дня главный герой — 16-летний подросток совершил много нелепых на первый взгляд поступков, но даже попытка напиться по-взрослому, чтобы заглушить боль воспоминаний и все свои проблемы, несет смысловую нагрузку. Подросток в поисках себя и сопереживающего ему человека пытается общаться с разными людьми, но все его нещадно раздражают. И даже знакомые люди кажутся ему несовершенными людьми с огромным багажом недостатков. Его критическое мышление и внутренние монологи показывают бунтаря, который видит во взрослой жизни лишь конформизм, прелюбодеяние, манипулирование другими и сплошное потребительство. Подростку же ненавистна вся эта размеренная, однобокая, словно, заранее прописанная каждому участь. И под занавес произведения он оказывается перед непростым выбором: стать ли еще одним практичным человеком, ничем не отличающимся от остальных, или же быть свободным во всем.
В романе затрагивается проблематика искусства, когда Холден сетует на то, что его брат променял шикарный литературный талант на всего лишь престижную работу сценаристом в том самом Голливуде. Холден беснуется от огромного количества лжи и фальши и неизменного хэппи-энда в кинокартинах. В этом можно увидеть связь с личной позицией автора, который запретил экранизировать свой труд. Другая проблематика романа — холодное и обезоруживающее равнодушие окружающих друг другу, зацикленность только на своих потребностях и желаниях. Конечно же, невооруженным взглядом заметен эгоцентризм, которым страдает и главный герой, замечающий недостатки во всех, кроме себя. Но самолюбование исчезает как только он искренне и беззаветно привязался к другому человеку — Фиби, которая, словно, излечила его показной нигилизм. Очевидно, что эта проблема может быть решена. Проблема трусости и боязнь оказаться таковым толкает его на самые невообразимые поступки, чтобы доказать самому себе, что он не подвержен этой дрянной и оскорбительной слабости. Ругань, алкоголь, разврат — лишь занавес, которым он хочет прикрыть свою робость.
Д.Д. Сэлинджер — автор одного единственного романа, который он создавал на протяжении 10 лет. Он словно вместил в него все свое возможное творчество. Автор хочет лишь одного: донести до детей, что взрослая жизнь непомерно цинична и доказать, что можно найти гармонию в добродетели и любви, показывая это на примере главного героя — Холдена Колфилда.