Проблематика произведения Николая Гоголя «Шинель»

Проблематика произведения Николая Гоголя "Шинель" Проблематика

Повесть “Шинель” увидела мир в 1841 году. Обращая внимание на актуальность проблем, высветленных в произведении, ее изучают в школе. Написана она на основе старого анекдота о мелком чиновнике, который случайно потерял свое ружье, на которое длительное время копил деньги. Гоголя задела эта история, так как он не посчитал этот анекдот смешным и написал на его основе повесть, назвав ее коротко и лаконично — “Шинель”.

Гоголь с помощью своего произведения протестовал против устоявшихся канонов бюрократической системы, унижающие честь и достоинство обычного человека. “Шинель” имеет главную идею: важно в любой ситуации оставаться человеком и относится к другим людям как к равным себе, уважая их. Николай Васильевич показывает, насколько обычный гражданин ничтожен перед чиновниками, которые управляют государством на любом уровне. Общество уже давно потеряло всякое понимание и толерантность к другим людям, а взамен приобрело черствость и безразличие к людям. Повесть Гоголя написана как будто для того, чтобы в повседневной суете мы замечали тех, кто нуждается в нашей помощи, не были равнодушными и черствыми к проблемам и тяготам существования.

Мир непонятным образом устроен так, что общество выбирает для себя кого-то, кто не может самостоятельно заступиться за себя, выбороть свое место под солнцем, и начинает издеваться и гнобить этого человека. Моральные стереотипы, никому не нужные выводы и доводы абсолютно чужих людей то и дело вгрызаются в наше сознание, постоянно напоминая о том, что “ты ничтожество, ты все делаешь не так как надо, ты странный, страшный, без образования, без семьи, детей и кредитов., возьмись за ум и иди работать на трех работах. Будь таким как все и будет тебе счастье.”

Человек не может жить под копирку, взяв за пример моральные устои, слепо исповедуя не всегда милосердные и гуманные принципы общества, в котором ему пришлось жить. Он барахтается, пытается что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону, меняет себя — обществу все равно на такие положительные изменения. Оно опять будет унижать и гнобить человека, ставшим “козлом отпущения”, пока не сломает его.

Сломанные люди начинают употреблять алкоголь, наркотики, теряют смысл жизни и даже делают попытки суицида из-за того, что общество их не воспринимает, не подпускает к себе, попросту не слышит. Так случилось и с Акакием Акакиевичем Башмачкиным — он хотел простого: поменять свою прохудившуюся шинель или хотя бы починить, чтобы в ней можно было походить какое-то время.

Он пытался найти отклик в людях, просил помощи, оббивая пороги, но его никто не хотел слышать. Непонимание, непринятие чужих проблем истощает моральное и физическое здоровье даже самого сильного человека, и вскоре Акакий Акакиевич тяжело заболел и не смог терпеть несправедливость этого мира. Его просьба не была чем-то, требующим огромных средств и траты времени. Но даже из-за какой-то несчастной шинели его не хотели слушать. Общество живет по правилу “твоя жизнь — это твои проблемы, но если что-то будет не так, мы обязательно тебе на это укажем, предоставим сотни советов и научим как правильно жить”.

Окружающие советуют, возомнив себя великими знатоками и вершителями чужих судеб, забыв, что самое главное — понять и выслушать. Никто не заботится о том, как себя чувствует человек, приятно ли ему такое отношение. Поэтому, чтобы не стать тем самым Башмачкиным из повести “Шинель”, важно самому заботиться о своем моральном здоровье и быть руководителем своей жизни. Общество может только сломать, но никак не помочь.

Оцените статью
Добавить комментарий