Передовой поэт своего времени Владимир Маяковский ярко и образно передавал собственные мысли читателям, красноречиво рассуждал об актуальных проблемах общества. И многие поднимаемые вопросы сохранили свою актуальность и сегодня. Поэма «Облако в штанах» стало выразительным произведением, обыгрывающим пафос и гротескность образа безгрешного, аккуратного человека, продолжающего при всей своей чистоте стыдиться самого себя.
Сюжетная линия и основная мысль автора
Обладая выраженным жанровым своеобразием, поэма Маяковского «Облако в штанах» дает читателю понимание оценки автором синтеза его чувств. Написанная в стиле футуризма, поэма не признает никаких ограничений и рамок, что характерно для автора, стремящегося всегда выражать свои ощущения и переживания ярко и образно. Рамки, по мнению автора, негативно действуют мозг думающего человека, ограничивая его и постепенно превращая в бессмысленную кашу.
Интересно название произведения: два диаметрально противоположных образа символизируют небо и землю. Что в буквальном смысле и представлено – небо и земля. Облако, часть неба, обладает воздушностью, легкостью, эфемерностью. А штаны играют роль «заземленной» детали образа. Облако в штанах представлено как оригинальный прообраз современного автору общества, гипертрофированного от проявлений мещанской ограниченности, которая преобразовалась в столь нелюбимую автором этикетность.
О чем идет речь в поэме
В качестве предисловия автор использовал идейную выдержку, что характерно для Маяковского как автора-футуриста. Далее произведение делится на 4 части, каждая из которых наполнены пафосом и эпатажем, отличительными качествами всего творчества поэта, позволившими стать ему ярким огнем, прошедшим через всю историю русского творчества.
Четыре части поэмы обладают своими характерным особенностями:
- В первой части автор знакомит читателей с пылким и привлекательным молодым человеком, который только что горестно разочаровывается в своей возлюбленной. Дама с присущей всему женскому пол неосмотрительностью, пугаясь автомобильных гудков, признается молодому воздыхателю в том, что ее ведут под венец. Внешне оставаясь спокойным, главный герой внутри разрывается от отчаяния.
- Вторая часть повествует об отношении самого автора к современному искусству. Его явное «фи» выражается в отказе понимать творчество, которое повернуло свое развитие в сторону удовлетворения совершенно безумных амбиций людей, праздная жизнь которых становится настоящим культом общества. Ведь культ безделья, лености и лжи противоречит назначению искусства в жизни человека как таковому, такие качества не несу в себе ни создания, ни пользы, ни развития.
- Апофеоз рассуждений о неправильности направления развития искусства в третей части. Именно здесь автор осуждает историю в целом, предаваясь всеобличительной демагогии. Множество достойных и узнаваемых личностей проходят перед читателями в образах карикатурных и гротескных героев. Как стрела пересекает третью часть лозунг автора «Долой ваш строй!», ведь Маяковскому, как предельно прямому человеку, глубоко противны идеи притворства лживости, которыми проникнут современное ему общество, прикрытию красивыми словами творящейся мерзости и лицемерию.
- В последней части рассказывается и об отказ разочаровавшегося юноши от религии, как спасении многих отчаявшихся.
Тема разочарования пронизывает все части поэмы, дополнительными темами являются рассуждения о любви, культе красивых и бесполезных слов , маргинализме.