Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в конфликте отношений детей и родителей. Если чаще всего в классической русской литературе встречается столкновение двух миров: родительского «устаревшего» мировоззрения и новых веяний потомков — то в рассказе Паустовского отношения детей и родителей открываются с новой стороны – стороны ответственности.
Не секрет, что все мы стареем, и наши родители в том числе. В какой-то момент детям приходится принимать решение и брать на себя ответственность за благополучие близких, поскольку сами они уже не могут позаботиться о себе. Именно об этой ответственности писал Паустовский в своём рассказе «Телеграмма».
Рассказ затрагивает несколько проблем:
- Тему ответственности;
- Вопрос приоритетов в добрых делах.
Главные герои рассказа далеко не злодеи, а обычные люди.
Катерина Петровна, которая до последнего дня ждала возвращения своей ненаглядной Настеньки, слыла хорошей, сердечной женщиной, которую односельчане очень уважали. Однако сводить с ней близкое знакомство они не торопились, поскольку Катерина Петровна была дочерью известного художника, в юности вращалась в высоких кругах, и общие темы для разговоров с простыми людьми у неё появлялись редко.
Настя – её дочь – жила в Ленинграде и работала секретарём в Союзе Художников. Девушка также отличалась добротой и ответственностью в работе. Она не забывала о матери и регулярно пересылала ей деньги, но приезжать не торопилась — это было хлопотно… и страшно. Ведь если бы Настя приезжала чаще, ей бы пришлось постоянно сталкиваться с тем фактом, что мама становится всё более старой и немощной, что ей нужны постоянный уход и внимание. А значит, Насте пришлось бы принимать какие-то решения в связи с этим, брать на себя ответственность. Девушке гораздо легче было взваливать на себя рабочие обязанности, ведь они — хоть и хлопотные — приносили моральное удовлетворение и похвалу окружающих. А забота о медленно угасающем родственнике – это труд, который не приносит ярких положительных эмоций, скорее наоборот.
И чем дольше Настя откладывала встречу с правдой о собственных страхах и безответственности, тем меньше времени у неё оставалось, чтобы просто застать в живых свою престарелую маму. К сожалению, Настя так и не успела встретиться с ней перед смертью, за что девушку потом терзал жгучий стыд и раскаяние.
Опять же, Настю нельзя назвать злодейкой или негативным персонажем рассказа. Девушка старалась поступать правильно, умела настаивать на своём и добиваться поставленных целей. Именно благодаря её усилиям в Ленинграде открылась выставка талантливого скульптора, который прозябал в неотапливаемой мастерской, всеми забытый. По иронии судьбы на открытии этой выставки Настя и получила телеграмму с простыми словами о том, что её мама находится при смерти. Словно высшие силы решили указать девушке, где именно действительно требовались её усилия больше всего. Скульптор мог подождать, но бороться за его интересы было проще на эмоциональном уровне. Организовывая выставку, Настя отчётливо видела то благо, которое она приносила в мир. А вот возвратившись в старенький дом своей матери ей пришлось бы сначала испытать стыд за то, что она так долго пренебрегала своим долгом. Этот подспудный стыд повлиял на расстановку приоритетов в голове девушки, что привело к непоправимому.
Казалось бы, доброе дело – есть доброе дело! Но нельзя пренебрегать своей ответственностью перед близкими, иначе любое хорошее дело можно запятнать своим бездействием там, где мы были нужны больше всего.