Проблематика романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Проблематика романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова Проблематика

Уникальность романа М. А. Булгакова в сложном переплетении тем, образов и затрагиваемых проблем, которые по своей сути являются центральными на протяжении существования общества в целом.

Добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, творчество и самовыражение, а еще ложь и правда, верность и предательство, жадность и бескорыстность, проблема выбора, одиночества, смирения, милосердия…

Ни одна из этих тем не существует в романе сама по себе и раскрывается через призму других проблем. Так обычный человек способен представить величие Сына Божьего и не только понять его, но и попытаться донести его сущность до всех людей. Вот только сразу возникает вопрос, а насколько людям нужен Бог? И что если вместо этого обратиться с темным силам? Но суть в том, и это Булгаков утверждает, не скрывая, что Свет и Тьма не могут существовать друг без друга.

Становится очевидным, что силы добра и силы зла руководят этим миром, наблюдают за ним и принимают взвешенные, мудрые решения, которые невозможно оспорить в силу их справедливости и закономерности. Для них все равны, и маленький человек – буфетчик и страстная и неистовая в своей любви Маргарита. Кто-то из них заслуживает жалкую смерть, а кто-то покой – высшую награду, о которой можно только мечтать.

Понтий Пилат, не сумевший спасти Иешуа, показавший себя трусом и слишком рациональным человеком, заслуживает прощения и отпускает его на свободу ни кто иной как Воланд, князь Тьмы, хоть и посредством Мастера. Но Воланд понимает, что Иешуа Пилата уже простил и ждет, а потому нисколько не препятствует их воссоединению.

В образе Маргариты сливаются и прекрасно уживаются любовь к Мастеру и ненависть к тем, кто его погубил. Такой же неистовый в своей любви и ненависти Левий Матвей, правда его любовь иного рода, возвышенная и целомудренная. В конце концов каждый из них получает то, что заслуживает, однако прежде они проходят тяжелые испытания и выдерживают их с честью.

Силы света и тьмы предоставляют им выбор, от которого зависит их дальнейшее существование в вечном мире. Каждый человек в романе стоит перед большим или маленьким выбором: любить или нет, быть честным или лгать и изворачиваться, брать взятки или работать на совесть, верить в существование Бога или нет…

К слову сказать, добро и зло в романе не имеют четких черно-белых границ. Они прекрасно сосуществуют вместе и дополняют друг друга, совместно управляя не только людьми, но и их душами.

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? – говорит Воланд, поясняя равновесие между добром и злом».[1]

Многие общечеловеческие проблемы М. А. Булгаков показывает через второстепенных героев, часто через толпу, общую массу людей. Человеческая алчность и стремление получить удовольствие от вида казни или необычных фокусов с разоблачением, неумение хранить секреты и отсутствие сострадания даже при известии о смерти человека или во время присутствия на похоронах. Здесь же можно упомянуть показное рвение чиновников, заставляющих людей вступать в никому не нужные кружки, халатное отношение к делу, как у членов Варьете, зависть к успехам других и многое другое.

Неотделимы от общечеловеческих житейских проблем и философские проблемы бытия, смысла человеческой жизни, существования истины, принципа справедливости.

Мастер, угадавший историю Иисуса Христа, тихий, спокойный и весьма рассудительный человек, стремившийся принести свет в свой мир через публикацию романа, к удивлению читателя, не заслуживает свет. Потому что он, как и многие другие грешен. Он далек от лжи и стяжательства, но он познал запретную любовь, а значит не может быть рядом со своим героем. Этого удостаиваются только Левий Матвей и Понтий Пилат, и то лишь потому, что вся их жизнь после встречи с Иешуа приобрела иной смысл и наполнила настоящей, возвышенной духовностью.

Если говорить об истине, то Булгаков доказывает, что правда и оправдание у каждого свои, а вот истина одна на всех, и она не может быть двоякой.

Невозможно рассматривать роман М.А. Булгакова сжато, сухо и скупо, тем более, если речь идет о проблематике романа. Слишком многоплановое и сложное произведение создал писатель, призывая читателя задуматься о вечных вопросах, которые балансируют на грани добра и зла, ставят перед выбором и учат человека оставаться человеком чистым, открытым и верующим в высшую справедливость светлых и темных сил.

Оцените статью
Добавить комментарий