Роман М. Шолохова «Тихий Дон» отражает исторические события начала 20 века в России. Страна разобщена, революции и войны сменяют одна другую, но люди продолжают оставаться людьми и в масштабе одной – двух семей страдают, влюбляются, верят в будущее, стремятся стать счастливыми, живут и умирают.
Уклад казачьей семьи Мелеховых проходил долгое становление через жизнь их предков, первых казаков, смелых, свободолюбивых и строгих по отношению к себе и к другим. Но узкие рамки закрытой общины становятся тесными для Григория и Аксиньи, которые полюбили друг друга вопреки общему осуждению.
Проблема взаимоотношений мужчины и женщины представлена в романе достаточно ярко и здесь не только Аксинья и Григорий, но и его жена Наталья, и Евгений Листницкий. Сложные запутанные отношения не под силу разрешить им самим и попытки других людей вмешаться в их жизнь не приводят к добру.
Рушатся многовековые устои, когда жена беспрекословно подчинялась мужу и была в его доме безмолвной и покорной, Аксинья и Григорий хотят жить по-другому, в любви и счастье. Но этого им не дано.
Проблема женской тяжелой доли, вечные побои и самоуправство мужчин в семье, измены мужа, вдовствование, материнское горе от высокой детской смертности – все это отвлекает женщину от мировых событий, и она захлебывается в бесконечном круге своих житейских проблем, не ожидая ни от кого помощи и умирает, не сумев справиться с вечными бедами.
Проблема становления, поиска себя в этом мире показана на примере мужчин, и, прежде всего именно Григория Мелехова. Он любит, страдает, пытается быть честным с женой Натальей, любимой женщиной Аксиньей и с самим собой. Что надо ему, потомственному казаку? Землю, где он мог трудиться, дом, детей и единственную женщину, которая будет рядом с ним всегда, будет верной, любящей и любимой, что для Григория совсем немаловажно. А что он имеет, пройдя через всю свою жизнь?
Григорий «стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»
Не напрасно М. Шолохов делает в названии романа отсылку к любимой казачьей реке. Как река течет и жизнь человеческая, где-то спокойная, где-то бурлящая, сталкивающая людей друг с другом, но реку человеческой жизни «тихой» назвать нельзя. Более пятисот героев встречаются читателю на страницах романа, каждый из них имеет свой характер, может быть человечным или безнравственным, добрым или злым, умным или глупым, справедливым или просто жестоким, но все они хотят жить и имеют право на существование. Правда, не все способны распорядиться этим правом. И в этом тоже звучит извечная проблема человеческой сущности, сжатой М.А. Шолоховым до небольшого казачьего мирка.
Еще одна проблема, затрагиваемая автором в романе – это война как способ переоценки ценностей для широких людских масс. Но она бесчеловечна во всех ее проявлениях и, можно сказать, бессмысленна. И весь парадокс войны в том, что она, несущая в своем итоге новую жизнь, настолько сильно и беспощадно разрушает людские судьбы, ломает семьи, убивает и калечит женщин, мужчин и детей, что оставшиеся в живых уже не хотят той самой новой, лучшей жизни.
Из большой семьи Мелеховых в живых остались только сам Григорий, его сын и сестра Дуняшка.
И в конце эпопеи Григорий, вокруг судьбы которого выстроена вся сюжетная линия, остается один, непонятый, непринятый новым миром, непонимающий и не принимающий того, что с ним произошло. и это противостояние одного человека целой эпохе – тоже проблема, представленная Шолоховым в своем романе.
Эпичность этого произведения не позволяет кратко рассмотреть основную его проблематику, но уже вышеназванные проблемы открыто говорят о серьезности и масштабности романа М.А. Шолохова, старающегося показать на примере одной семьи неприкрытые человеческие трагедии, напрямую связанные с той исторической эпохой, в которую этим людям пришлось жить и сражаться за свое счастье, побеждая и выигрывая только на короткий миг.