В основу пьесы положена немецкая легенда о докторе Фаусте, который после неудачного самоубийства принимает решение продать свою душу дьяволу в обмен на исключительные знания и безграничные мирские утехи.
В пьесе перед читателем предстает герой, который намерен бороться со своей незадавшейся жизнью, но в итоге становится лишь жалкой игрушкой в ее руках. Фауст — скептик, пессимист, чурается толпы, разочарован жизнью и ищет ответы в оккультизме. Неизбежностям, предписанным судьбой, отводится большая часть пьесы. И если финал может показаться на первый взгляд со счастливым исходом, то присмотревшись более зорким взглядом можно увидеть сколько бед наделал демон: испортил жизнь Маргариты, забрал жизни стариков, не дававших Фаусту расширить свои владения, подтасовал карты в судьбе целого государства.
Проблематика любви в пьесе рассматривается как не поддающаяся контролю страсть. Она способна сгубить даже самого прекрасного представителя человечества. Автор разделяет это мнение, поскольку сам верит, что любовь, вышедшая за границы, способна нести большие беды и страдания. В этот момент она перестает быть созидательным чувством. Гете, будучи представителем эпохи Просвещения ставит во главу угла разум, а не эмоции. Любовь не может являться смыслом жизни и не способна раскрыть истинного божьего дарования в человеке.
Обращаясь к теме мистики Фауст в первую очередь нацелен все же на то, чтобы привнести изменения в реальный мир. Затронута борьба добра и зла в человеческом сосуде. Один и тот же человек одинаково способен как на великое зло, так и на великое добро. Фаусту и Маргарите приходится пройти через целый сонм искушений, чтобы добро восторжествовало. Маргарите достается участь убиения ребенка и свое грехопадение она решает искупить смертью. Зло, искупленное искренней скорбью, все же позволило ей вернуться к свету. Фауст же совершив много плохого до самой смерти старался использовать свои сверхъестественные возможности во благо человечеству, но не во благо себе. Человеколюбие и доброта Фауста и Маргариты заслужили то, что их души в итоге были спасены. Ведь смерть телесная ничто по сравнению со смертью духовной.
Проблематика пьесы насыщена множеством вопросов. Неудовлетворенность своей жизнью и несовершенством мира заставляет героя искать ответы там, где никто их обычно не ищет. Но что пародоксально он находит так не только ответы, но и свое предназначение. Он с умиротворением понимает, что помощь другим людям заставляет чувствовать себя по-настоящему нужным в этом мире. Гете осуждает обретенную человеком гордыню и излишнюю самоуверенность и считает, что человек должен подвергать все свои знания и действия здоровой критике.
Гете прославляет в пьесе сострадание и доброту и осуждает жадность и лицемерие. Он считает, что противоборство этих двух крайностей способны создать неповторимую человеческую личность. Хотя цели Фауста и были благонадеянными, но он выбрал плохой инструмент для их воплощения. Гете таким образом призывает людей быть более разборчивыми и не терять благоразумие ни при каких жизненных трудностях. И пусть даже человек слаб и не в состоянии взять под контроль свою судьбу, за приложенные старания при жизни он будет сполна вознагражден после смерти.
Проблемы, поднятые Гете в своем произведении, являются извечными, т.к. всегда идет борьба между добром и злом, духом и материальными потребностями. Этот спор души и дьявола безмолвно ведется в сознании каждого человека и всегда остается сложной философской проблемой, волновавшей не одно поколение