Рейтинг фильма Майкла Сарноски “Свинья” (2021 год) составляет 6,3 (по оценке двух тысяч зрителей). При этом только за месяц со дня премьеры кассовые сборы в мире составили более трех миллионов долларов. Международные сайты с отзывами оценивают кинокартину в 8,3 балла и говорят о “всеобщем признании”. Посмотрим, в чем же особенность подобных оценок.
Совместный американо-британский фильм снимали в Портленде, штат Орегона. Начинается сюжет незамысловато: одинокий мужчина обитает в лесу, промышляет поиском трюфелей. Единственный его питомец — дрессированная свинья, которая умеет находить лакомый гриб. Поскольку это большая ценность (а стоимость трюфеля колеблется от 1 000 долларов за кг черных до 7-9 000 долларов за кг белых трюфелей), все остальное делают за него. По четвергам приезжает из города парень-перекупщик по имени Амир, забирает грибы, взамен оставляет деньги. Однажды ночью в лачугу грибника врываются двое, избивают его и крадут свинью. Дальнейшие события строятся на активном поиске добытчицы.
Казалось бы, все прозрачно и понятно: добыча трюфелей — дело очень прибыльное, обидно лишиться дрессированной помощницы, в которую вложено столько сил. Отшельник проявляет невероятную прыть, очнувшись от ран, и устремляется в город, где из знакомых у него только перекупщик. Амир, всегда ставящий себя выше замарашки Роба, поначалу втянут в эти поиски поневоле. Но почти сразу он проникается уважением к диковатому грибнику, который оказывается Робином Фельдом, знаменитейшим шеф-поваром, о котором до сих пор ходят легенды.
Сначала его поражает стойкость Робина в запрещенном поединке, который проводится между работниками ресторанного бизнеса в отеле, тайком опущенном под землю. В чем смысл поединка, где один бьет, а второй стоит со связанными за спиной руками? Почему все опешили, когда неумытый отшельник написал свое имя на стене? У зрителя в голове больше вопросов, чем ответов. У Амира, впрочем, тоже. Он пытается избавиться от Роба, обещая ему купить не одну свинью. Но тот непреклонен — ищем именно мою свинью.
В процессе поисков Амир проникается неким доверием к Робу и рассказывает о случае из детства. Его мать была поражена до глубины души вкусом одного блюда в ресторане, приготовленным звездным поваром Робином Фельдом. У юноши непростые отношения с отцом — парень не может простить его за попытку самоубийства матери. Отец Амира тоже в ресторанном бизнесе, занимается поставками продуктов. Робин Фельд выясняет, что свинью украли по заказу отца Амира, и просит того организовать встречу с папашей. Отец обещает деньги — до 25 000 долларов, но свинью отдавать не намерен. Робин тоже не уступает, только на его стороне теперь и Амир. Настойчивое стремление бывшего повара найти любимое животное вызывает уважение. Кроме того, Фельд редко раскрывает рот, но говорит такие вещи, что за ним хочется идти на край света.
Во время поисков свиньи всплывают некоторые детали из прошлого Робина. Да и к тому же интересно узнать, почему легендарный шеф-повар на пике карьеры исчез и пятнадцать лет ничем себя не проявлял. Как тут не вспомнить римского императора Диоклетиана, ушедшего с престола, чтобы выращивать капусту. Робин сам обмолвился, что у него потрясающая память, в которой хранятся все блюда, когда-либо выполненные им. Поневоле задумаешься: отличная память — это благословение или проклятие… Как жить с ней, когда теряешь любимых? А Робину приходится принять потерю дважды — сначала драгоценная супруга Люси, теперь любимая свинья. И даже организация для отца Амира ужина, абсолютно идентичного тому, что так полюбился его жене, не дает результатов.
Концовка печальна. Робин Фельд остается один на один со своим горем. Ценные грибы он может находить и без помощницы — “все дело в деревьях, они дают подсказку”, как он признался. Амир все так же будет навещать его еженедельно по четвергам, привозить деньги за трюфели. Но верного друга, свиньи, не вернуть. Как не вернуть нам покойных любимых.
Фильм, определяемый как триллер, таковым не является. Это скорее философская драма, метафора жизни, притча с глубоким смыслом. Он не пощекочет нервы. Поэтому смотреть его стоит, если хочется поразмыслить о месте в жизни, о признании. О том, что важнее для человека — всеобщая слава или любовь. О том, что друзей не продашь, а мастерство не потеряешь.