Кинофильм “Отец” 2020 года стал очередной попыткой осмысления проблемы поколений. История получила 6 премий “Оскар” и 4 премии “Золотой глобус”. На сегодняшний день рейтинг картины приблизился к 8. Попробуем разобраться, так ли прозрачна история “отцов и детей” в данном сюжете.
Снимался фильм Флориана Зеллера в Великобритании. По сюжету пьесы, которую Зеллер написал и позже обработал под киносценарий. События разворачиваются в Лондоне, однако угадать локацию достаточно проблематично. Зритель видит улицу только из окна, основное действие разворачивается внутри помещений. Один раз Энн выходит из здания и проходит несколько метров до машины.
Конфликт поколений передан через мотив разрушения человеческого мозга. Эта тема не первый год будоражит мир киноискусства. Самые полюбившиеся зрителям работы — “Дневник памяти”, “Все еще Элис”, “Мед в голове”. Но в фильме “Отец” режиссер как бы встает по другую сторону зеркала. С первого кадра нам намечают проблему: главному герою Энтони(Энтони Хопкинс) в который раз необходима сиделка. Предыдущие не выдержали его взбалмошного нрава и ушли. То, что характер старика не подарок, подчеркивается на всем протяжении повествования. Однако зритель вместо ожидаемого раздражения испытывает жалость к герою. Понятно, что его время определено уже как “доживание”.
Он мешает своей дочери Энн, и его в перспективе ожидает дом престарелых. Эта ситуация вообще очень показательна в менталитете западного и русского человека. В Европе к помещению состарившихся родителей в спецучреждение относятся максимально спокойно. Кажется даже удивительным, что автор картины показывает поначалу отказ Энн от мысли о доме милосердия. Русские до сих пор воспитывают в детях мысль о том, что стыдно отказываться от собственного родителя. И в наших домах престарелых большинство жильцов — бездетные старики. Впрочем, бывают исключения.
Сюжет не пестрит действиями и сменой локацией, но заставляет напряженно вглядываться в экран. С самого начала мы видим странные несоответствия: Энн то с одной внешностью, то с другой, ее муж тоже несколько раз меняет обличье, а ведь в начале картины она заявляла, что нашла жениха и уедет с ним во Францию. Время тоже то сжимается, то расширяется — стоит просто выйти из комнаты. А некоторые события дублируются с разницей в минуту. Вместе с главным героем Энтони зрители начинают испытывать растерянность. В голове возникают вопросы: “Что происходит? Меня что, водят за нос?”. Начинаешь сомневаться, глазами какого героя сейчас представляется ситуация. И кто на самом деле болен?
Остроты добавляет упоминаемая несколько раз история с Люси, младшей дочерью старика. Через какое-то время мы понимаем, что с ней связана некая трагедия. Воспоминания о Люси глубоко ранят сердце старика. Эту ниточку хочется вытянуть из клубка истории. Тем более единственная сиделка, на которую отец соглашается, похожа чем-то на Люси. По признанию самого героя, младшую дочку он любил больше. А теперь вот приходится отравлять жизнь старшей. При этой кажущейся жесткости симпатии зрителя все равно остаются на стороне старика. Недоумение и возмущение вызывают пощечины зятя (да и зять ли это — человек с меняющимся обликом).
Эпилог раскрывает все тайны. Энтони помещают в дом престарелых. А сиделка при нем имеет одну из внешностей Энн, какой мы ее видели в начале. Зритель понимает, что вся картина показаны с позиции старика. А значит, нарушение хода событий, неспособность к запоминанию лиц и имен, настойчивый повтор действия объясняются банально — деменция. Символично, что памятник во дворе дома милосердия изображает пустую голову с отколотой теменной и затылочной частью, как бы оболочку для мозгов. Иллюзия разума, которого нет.
Энтони узнает, что Энн все же переехала в Париж и навещает его иногда по выходным. Он разражается речью, в которой смешаны все стадии развития человека. От “Кто я?”, “Я теряю все свои листья, ветви под бушующей грозой!” до “Хочу к маме. Пусть она заберет меня”. Мы видим устрашающее одиночество. И вспоминаем, как несколько раз по ходу фильма он отчаянно просил дочь: “Не оставляй меня одного!” Сиделка проявляет мудрость, утешая старика, словно ребенка. Она разговаривает с ним, будто мама. Хочется верить, что он больше не будет страдать от одиночества.
Картину стоит посмотреть. Она напоминает зрителю о том, что все мы достойны любви. О том, что не всегда человек может контролировать изменения, происходящие с ним. Мы видим, что старость достойна уважения и что важно всегда оставаться людьми.