По общепринятому определению триллером называется художественное произведение, литературное или представленное в виде кинофильма, призванное вызывать у читателя или зрителя чувства тревоги и страха и ожидания непредсказуемой развязки. Последнее, кстати, не является обязательным условием – иногда финал остается открытым и читателю или зрителю приходится самому додумывать его.
Поэтому, если придерживаться данного определения, большинство фильмов, позиционируемых, как триллеры, таковыми не являются. Это могут быть качественные детективы или ленты с мистическим подтекстом, но никак не триллеры. Непревзойденными мастерами этого жанра в литературе считаются Эдгар Алан По и Стивен Кинг, а в кинематографе – Альфред Хичкок. Однако и современные сценаристы могут придумать сюжет интересного триллера, а режиссеры снять его.
Пожалуй, в нашей стране хороших триллеров пока очень мало. В западном же их гораздо больше и ниже представлен список картин, которые действительно держат зрителя в напряжении от начала до конца.
- Молчание ягнят. Классика триллера от режиссера Джонотана Демме. Фильм получил несколько «Оскаров». Сотрудница ФБР (Джоди Фостер) ищет серийного убийцу. Для того чтобы проникнуть в больной разум маньяка, ей приходится прибегнуть к помощи человека, находящегося в клинике для преступников (Энтони Хопкинс). В фильме достоверно изображены ход следствия, процесс проведения криминологических экспертиз, за что картину ценят имеющие дело с реальными преступлениями сотрудники правоохранительных органов. Фильм держит зрителя в постоянном напряжении. В финале маньяк найден и ликвидирован.
- Основной инстинкт. Нашумевший триллер, поставленный Подлом Верховеном. Детектив (Майкл Дуглас) вступает в психологическую дуэль с писательницей, подозреваемой в убийстве (Шэрон Стоун). В ходе общения он становятся любовниками. Убийства продолжаются, и подозрение постоянно падает на главную героиню, но ей удается выскользнуть из рук правосудия. Изюминкой фильма является открытый финал. Остается непонятным, была ли женщина убийцей.
- Семь. Фильм, снятый Дэвидам Финчером, скорее подпадает под определение детективной ленты, но напряженная атмосфера делает его настоящим триллером. Старый детектив (Морган Фримен) вместе с молодым напарником (Брэд Питт) расследуют убийства, каждое из которых по воле больного маньяка представлено, как наказание за один из смертных грехов. В результате убийца (Кевин Спейси) сам приходит в полицию. Финал просто потрясает своей непредсказуемостью и жестокостью.
- Иллюзия полета. Сюжет фильма придумал Альфред Хичкок, но поставил его Роберт Швентке. Женщина (Джоди Фостер) обнаруживает, что во время полета пропала ее маленькая дочь. Но ей никто не верит. Героиню пытаются убедить, что никакой девочки на борту не было. Экипаж и пассажиры считают ее сумасшедшей. Тогда героиня берет дело в свои руки, находит дочь и разоблачает заговорщиков, хотевших получить деньги за спасение ими же заминированного лайнера.
- Чужой. Картина является одновременно фантастическим и фильмом ужасов. Триллером его делает атмосфера, которую гениально воспроизвел режиссер Ридли Скотт. Инопланетное существо очень мерзкого и страшного вида проникает на космический корабль и начинает заниматься уничтожением экипажа. Храбрая женщина (Сигурни Уивер) вступает в схватку с ним. Фильм считается культовым. Вся картина построена на чередовании долгих тревожных передвижений по кораблю в поисках монстра и неожиданными появлениями чудовища.
- Мыс страха. Режиссер Мартин Скорсезе создает действительно тревожную атмосферу, постепенно нагнетая ее к финалу. Сюжет фильма довольно прост. Вышедший из тюрьмы преступник (Роберт Де Ниро) хочет отомстить адвокату (Ник Нолт) за то, что тот плохо защищал его в суде, из-за чего ему пришлось провести длительное время за решеткой. Месть становится все изощренней, напряжение усиливается, а развязка выдержана в духе боевика.
- Охотники за разумом. Триллер от режиссера «Крепкого орешка-2» Ренни Харлина. Группа выпускников академии ФБР – будущих специалистов по поиску серийных убийц отправляются на остров, чтобы пройти последний экзамен, и оказываются в ловушке, которую устроил им настоящий маньяк. Один из них. До самого финала сохраняется напряжение и при всем желании невозможно угадать, кто является убийцей.
- Окончательный диагноз. Психологический триллер от режиссера Фила Джоану. Психиатр (Ричард Гир) пытается разобраться в проблемах женщины (Ким Бейсинджер), которая теряет рассудок от малейших доз алкоголя. В таком состоянии она убивает мужа. Ее защищает сестра (Ума Турман). До самого финала в стиле «экшн», непонятно, кто из сестер безумен.
- Цвет ночи. Занимательный триллер, снятый Ричардом Рашем с Брюсом Уиллисом в главной роли. Психолог, сам страдающий от душевного расстройства, занимается с группой, члены которой начинают погибать один за другим. Один из пациентов – подросток, в действительности оказывается девушкой, чью психику серьезно повредил брат-психопат. Он и оказывается убийцей.