В конце 2019 года Netflix запустил сериал «Ведьмак», снятый по одноименной серии книг польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Ранее вселенная «Ведьмака» уже получала различные воплощения – в виде польского сериала, фан-фильмов и, конечно, многосерийной компьютерной игры, которая стала настоящей легендой. Стоит ли говорить, что с такими предпосылками сериал Netflix мгновенно приобрел популярность и стал одним из самых громких проектов года. Благодаря чему сериал «Ведьмак» существенно пополнил фанатскую базу вселенной Сапковского и какой смысл можно отыскать в сюжете вышедшего первого сезона?
Обратимся к сюжету сериала. В декабре 2019 года вышло восемь эпизодов первого сезона. Их действие происходит в трех линиях времени, которые постепенно пересекаются в одной точке. Основная линия посвящена ведьмаку Геральту из Ривии, мутанту, чья жизнь проходит в охоте на чудовищ и зарабатывании денег на этом. В самом начале Геральт вынужден по заданию убить Ренфри, юную княжну, ставшей предводительницей разбойников. Это предопределяет его дальнейшую судьбу – с этих пор его зовут «Мясником из Блавикена», поскольку в процессе выполнения своей работы он устроил настоящую резню в городе.
Чуть позже Геральт встречает чародейку Йеннифер, которая становится его возлюбленной. При помощи магии джинна он «привязывает» ее к себе, и они вынуждены постоянно встречаться вновь, как бы далеко их не занесла друг от друга судьба. Йеннифер и ее становлению как чародейки посвящена вторая линия времени. Зритель узнает, как из беспомощной горбуньи она превращается в величайшую колдунью, а также какой ценой ей дались ее сила и красота. Как и все колдуны, Йеннифер не может иметь детей, и в течение сезона она пытается найти способ вернуть утраченное. Третья линия времени рассказывает о Цирилле, юной княжне Цинтры, которая вынуждена бежать из своего королевства из-за войны с Нильфгаардом. Ее бабушка, королева Калантэ, погибает, наказав внучке найти Геральта, который является ее предназначением.
В дальнейшем зритель узнает, что много лет назад Геральт присутствовал на венчании дочери Калантэ, Паветты, которая хотела вступить в нежелательный брак с проклятым принцем Йожем. Ведьмак защитил союз молодых людей, а взамен Йож, сам того не осознавая, пообещал отдать ему своего ребенка, которым оказалась княжна Цирилла. Начинается жестокая война с Нильфгаардом, и Цирилла оказывается совершенно одна в бегах. Движимая желанием найти ведьмака, она демонстрирует наличие невероятных магических способностей. В последней серии сезона Геральт и Цири находят друг друга, тем самым доказывая, что предназначение действительно существует.
На первый взгляд, «Ведьмак» — это несложная фантастическая история о приключениях героев, сражениях с чудовищами и завоевании красавиц. Однако сквозь весь сюжет проходят важные мотивы, о которых мы поговорим далее. С самой первой серии и вплоть до конца сезона перед зрителем стоит вопрос о человечности и жестокости. Казалось бы, Геральт сражается с различными тварями, которые однозначно являются злом, и защищает людей. Но то и дело встает вопрос: кто в этом мире на самом деле является чудовищем? Эта дилемма продемонстрирована еще в истории с княжной Ренфри: юная девушка, которой предначертано стать убийцей и чудовищем, все детство терпит эксперименты над собой, ее изолируют от общества, а затем и вовсе отводят в лес, чтобы убить (внимательный зритель заметит в этом сюжете референс в сторону сказки о Белоснежке).
Все, что она теперь хочет – это отомстить своему мучителю, магу, который заказывает ведьмаку убийство Ренфри. Можно ли однозначно сказать, кто из них является настоящим монстром: маг, который ставил эксперименты над беззащитным ребенком, а затем приказывает избавиться от нее, или девушка, которая вынуждена была стать жестоким убийцей, чтобы выжить? И конечно, сам Геральт часто воспринимается людьми как чудовище. Несмотря на то, что он все-таки выполнил задание мага и убил Ренфри, его прогоняют из города, окрестив «Мясником из Блавикена». Чародейка Йеннифер отвечает за «женский вопрос» в сериале. Создатели вкладывают в ее уста размышления о женской доле, о невозможности выбирать свою судьбу, о красоте и уродстве. Ее невозможность иметь детей как плата за могущество звучит метафорично: Йеннифер может стать лидером в мире мужчин, только отказавшись от своей женственности. И конечно, одним из самых главных мотивов является сила предназначения.
Ведьмаку Геральту «обещана» княжна Цирилла, а сама девочка, в свою очередь, появилась на свет, чтобы выполнить великую миссию. Йеннифер также вновь и вновь, ведомая силой предназначения, возвращается к ведьмаку. «У меча предназначения два острия» — эта фраза то и дело появляется в сюжете, напоминая о фатальности судьбы персонажей. Предназначение обязательно исполнится, и лучше не вставать у него на пути. Финал первого сезона доказал истинность этого утверждения: Геральт и Цирилла смогли найти друг друга в хаосе войны. Сила предназначения смогла продемонстрировать, что цель жизни ведьмака не в бесконечной череде убийств и заказов на чудовищ и что у всего, что делает человек, есть свой сакральный смысл.