Блестящий, прославленный балет Игоря Стравинского «Петрушка» поразил Париж в 1911 году, во время дягилевских «Русских сезонов», гастролей балетной труппы из России. Не самая простая, авангардная по тем временам музыка, потрясла парижан. Хореография Фокина была так же необычна и революционна. Но еще больше всех удивили волшебные декорации и костюмы Бенуа. Французы еще никогда не видели такого живописного, такого современного искусства. В общем, это было совершенство и слава русской культуры. Любопытно, что российскую публику премьера балета не слишком впечатлила: никто не понял революционного характера этого искусства, а музыку оценили лишь единицы знатоков. Все прочие сочли ее бессмысленной какофонией. И только европейцы все поняли правильно. Давайте же вспомним сюжет этой постановки.
Сценарий балета «Петрушка»
Все происходит в России, на Масленицу. Народные гуляния в самом разгаре. Занавес поднимается, и мы видим крыши Санкт-Петербурга, а над ними летают мифические химеры. Да, это именно масленичные гуляния на Царицыном лугу. У балаганов расхаживает живописная толпа: офицеры, купцы, щеголи, рабочий люд и прислуга. Мы видим также шарманщика с парой танцовщиц. Но вдруг раздается бой барабанов: старые гренадеры велят толпе расступиться, чтобы все увидели Факира в восточных одеждах. Сейчас будет представление…
Факир, он же Фокусник, владеет тремя куклами: Балериной, Арапом и Петрушкой. Он играет чудную мелодию и куклы оживают у нас на глазах. Танцуя, они выходят к публике. Кокетливая Балерина строит глазки то Арапу, то Петрушке, который ревнует не на шутку. Петрушка ударяет Арапа палкой. И вдруг занавес падает, гаснет свет, снова мы слышим барабанную дробь.
Перед нами закулисье – комната, в которой Факир хранит своих кукол. Сюда хозяин пинком загоняет Петрушку. Бедный Петрушка страдает, он зол и несчастен, он ненавидит своего повелителя и грозит ему кулаком. И на самом деле Балерина давно предпочла ему тупого и бесчувственного Арапа.
Но вот и Балерина – она рядом с Петрушкой и тот торопиться сказать ей о своих чувствах. Балерина напугана, она убегает. Разгневанный Петрушка ломает стену, и мы снова слышим ярмарочный шум и музыку.
Опять раздаётся бой барабанов и теперь он переносит нас в комнату Арапа. Вс е стены изукрашены восточным орнаментом, Арап предается сладкой неге и безделью, валяясь на оттоманке. В ногах у него кокосовый орех и там что-то шумит внутри. Арап хочет орех расколоть саблей, но у него это не получается. И тогда в глупую голову Арапа приходит законная мысль: там живет что-то волшебное, возможно, божественное. Чернокожий начинает поклоняться кокосу.
Тут заходит кокетливая Балерина. Она заигрывает с Арапом, а тот, хоть и недоволен, что его отвлекли от кокса, решается приобнять ее. Ревнивый Петрушка в ярости врывается в комнату, Арап носится за ним с саблей. Балерина впечатлена храбростью чернокожего.
Затем мы опять видим ярмарку и ее персонажей: медведя, цыган, кормилиц с воспитанниками, конюхов и кучеров, ряженых. Но все испуганы появлением Петрушки, который убегает от Арапа. Тот догоняет его и ударяет саблей. Петрушка мертв. Толпа возмущена, все зовут Будочника, но появляется Факир и пытается утихомирить народ. Он объясняет, что это всего лишь кукла – смотрите. Внутри Петрушка набит соломой. Однако откуда-то сверху раздается пронзительный вопль – это кричит дух Петрушки, убить который невозможно.
спасибо за краткое содержание балета Петрушка очень помогло