Генрих Гейне, поэт – романтик 19 века, пересказал в своих произведениях древнюю немецкую легенду о вилисах. Вилисы – это фантастические существа из загробного мира, в которых превращаются девушки, брошенные своими возлюбленными. Они выходят по ночам из могил, находят молодых мужчин и кружат их в своих танцах до смерти. Это месть вилис бывшим возлюбленным за предательство.
Эта легенда стала основой сюжета балета Адольфа Адана «Жизель».
- Жизель, девушка, простая крестьянка;
- Берта, ее мать;
- Граф Альберт;
- Ганс, лесничий, влюбленный в Жизель;
- Батильда, невеста графа, дочь Герцога;
- Герцог, отец Батильды;
- Вилисы, охотники, крестьяне и другие.
В далекой горной деревушке вместе с матерью живет милая крестьянская девушка по имени Жизель. Окружающие обожают Жизель за ее легкий и добрый характер. Девушка влюблена в графа Альберта. Но граф скрывает от нее свое высокое происхождение и титул. Он носит крестьянское платье и живет неподалеку в охотничьем домике. Он тоже любит Жизель. Придя к домику возлюбленной, Альберт берет ее за руку, они кружатся в танце. Танец превращается в любовную сцену. Влюбленные бросаются в объятия друг друга.
За их свиданием наблюдает лесничий Ганс, он тайно уже давно любит Жизель. Ревность мучает его, и он клянется открыть тайну графа Альберта. Подружки Жизели возвращаются с работы на горных виноградниках, они вовлекают в свой танец Жизель и графа. Из домика выходит матушка Жизели Берта. Она запрещает дочери танцевать, потому что у нее слабое здоровье. В это время Ганс проникает в охотничий домик и добывает шпагу Альберта– свидетельство аристократического происхождения графа. Ведь на шпагах могут драться только дворяне.
Слышится звук охотничьих рогов, появляется Герцог со свитой. Среди них дочка Герцога по имени Батильда Она уже давно является невестой графа Альберта. Из домика выходят Жизель с матерью, они угощают высоких гостей вином. Батильда настолько восхищена обаянием Жизели, что дарит ей драгоценность. Свита удаляется в охотничий домик на отдых.
Наступает праздник урожая. Нарядные крестьяне веселятся и пляшут. В момент кульминации праздника на поляну врывается лесничий. Он демонстрирует всем присутствующим шпагу Альберта с фамильным графским гербом. Жизель в недоумении, она просит Альберта объясниться. Разозленный граф бросается на лесничего, но его останавливает оруженосец. Тогда Ганс трубит в охотничий рог. Из домика выходит Батильда с подданными. Она в удивлении от вида крестьянской одежды Альберта. Графу приходится раскланяться и поцеловать руку своей невесте. На руке Батильды – обручальное кольцо.
Осознав, что она предана, Жизель сходит с ума. Сцена сумасшествия – самая душераздирающая в истории мирового балета. Кружась в безумном танце, Жизель падает замертво.
Лесничий Ганс, замученный угрызениями совести, ночью приходит на кладбище к могиле Жизели. По указу бессердечной правительницы вилис Мирты, погибшие девушки кружат лесничего в смертельном хороводе, и он умирает рядом с могилой возлюбленной. Следом туда же приходит и Альберт. Вилисы нападают на прекрасного графа, но появляется призрак Жизели. Она по-прежнему верна своей любви и спасает Альберта от гнева вилис. Любовь сильнее смерти.
Из-за горных вершин понимается заря. Вилисы исчезают. Вместе с ними пропадает прекрасная Жизель. Альберт будет помнить ее вечно.