«Человек, который удивил всех » – фильм 2018 года. Отнести его можно к жанру притчи. Режиссеры – А.Чупов и Н.Меркулова. В центре повествования – егерь Егор Коршунов. Его очень уважает все родное село в Сибири, он отличный семьянин, любящий муж и отец, его возлюбленная ждет второго ребенка…
Но однажды все в его жизни идет наперекосяк. Сначала он вступает в схватку с браконьерами в его лесу, где вынужден убить человека в целях самозащиты. А потом ему самому поставили смертельный диагноз и сказали, что жить осталось всего два месяца: скоро наступит терминальная стадия рака. Врач прописывает сильные обезболивающие и предлагает оформляться в хоспис. Егор кладет на депозит свою зарплату и старается сделать так, чтобы после его ухода жена и сын продолжили нормальную жизнь. Он не хочет, чтобы кто-нибудь знал о диагнозе, пытается скрыть это от родных и уйти в мир иной тихо, но потом ему становится плохо, а жена обнаруживает обезболивающие. Правда всплывает. Понимая, что жена и сын не хотят его отпускать, Егор решает лечиться. Точнее, его ставит в тупик яростное сопротивление близких. Он хотел достойно пройти свой путь до конца, но приходится отбиваться от слез родственников. В этот момент жена и муж меняются ролями, любимая берет на себе инициативу, герой вынужден подчиниться. Начинается борьба за жизнь.
Деньги на поездку к городскому медику собирают всем селом, но светило разводит руками: жить осталось недолго. Мужчина обращается к шаманке-алкоголичке, живущей в его лесу. Увы, духи тоже бессильны, но женщина рассказывает ему древнюю сибирскую притчу про селезня Жамбу, который не хотел умирать, вывалялся на дороге в пыли и перьях, стал похож на утку, и смерть его не узнала среди других уточек…Егор решает обмануть смерть, как легендарный селезень, для чего переодевается в женщину…
Тайное стало явным, жена изолировала Егора от всклочного отца и сына, но на селе ничего не утаишь, и вскоре соседи узнали, что Егор ходит в женском платье и красит губы…Естественно, традиционное общество в глухом селе не принимает этого. От Егора открещивается семья, одноклассники изгоняют из футбольной команды и избивают его сына, но мужчина продолжает прятаться от смерти…Он никак не комментирует свое перевоплощение, на каблуках и в юбке ходит по магазинам и в сельский клуб. Некогда уважаемый человек, болезни которого сочувствовали соседи и друзья, становится прокаженным…
Однажды его жестоко избивают односельчане, проявив жестокость к смертельно больному человеку…Его друг остановить избиение не смог, успокоить толпу, готовую убить человека, сумел лишь отец главного героя, напугавший всех ружьем…Егор продолжает свой нелегкий путь инициации и убегает жить в свой родной лес…Живя в заброшенной лачуге, он наблюдает за жестокими браконьерами и понимает, что не может их остановить…Пришла зима, но снега все еще нет…
Однажды к Егору в лачугу приходит лесоруб, у которого долго не было женщины, и домогается его. Понимая, что перед ним переодетый мужчина, лесоруб избивает Егора и возвращается со своими друзьями, которые устраивают главному герою изнасилование…
Герой спасается последней крайностью: он перестает дышать и инсценирует собственную смерть…В этом состоянии его находит жена, совершает почти ритуальное омовение и наносит ему макияж. Она его приняла таким, как есть…
Дальше нас переносят в больницу. Главный герой находится в белой комнате на аппарате МРТ. Опухоли врачи не обнаруживают. Наконец-то идет снег, по улице ходят белые гуси. Жена рожает ребенка. Это тоже символ обновления и новой жизни. Герой снова становится мужчиной.
Создатели фильма считают, что подняли очень серьезный вопрос: как перестать бояться быть слабым и отказаться от диктат силы. Традиционное общество примет человека каким угодно: вором, лжецом, но только не слабым. Или он охотник, или жертва.
Свою смертельную болезнь герой воспринимает как высшую форму слабости. Невозможно быть сильным перед лицом смерти, можно лишь умереть «как мужик».
Перелом наступил тогда, когда герой принял неправдоподобную стратегию спасения. Его переодевание в женщину – это не смена пола, а больше ритуальное действие. Герой преодолевает страх показаться слабым, а параллельно избавляется от других своих страхов. Чтобы убежать от смерти, он и дет на смертельный риск и делает то, на что наложено страшное табу. Ведя себя, как женщина, он ею не является, а сохраняет мужество.
Чем закончился фильм
Финалом можно назвать уже сцену, где Егора находит его жена. Она любит его даже таким, потому и помогает переодеться и накраситься. И смыл концовки прост — любовь способна обмануть даже саму старуху с косой. Жена героя тоже пережила немало испытаний, приняв мужскую роль и став отверженной в селе. Но она приходит к нему, чтобы снова стать женщиной. Рождение ребенка расставляет все гендерные проблемы на места. Но фильм не о том, как поменялись сегодня местами мужские и женские роли, а о том, можно ли изменить свою участь, поэтому концовкой стала белая сцена.
Белоснежная палата, главный герой в белой больничной пижаме, удивленный врач, не обнаруживший опухоли вновь включающий аппарат МРТ, долгожданный снег, белые гуси на улице. Это просто просветление и катарсис. Герой прошел инициацию: лес, символическая смерть и снова чистота и белизна. Рождение ребенка стало его воскрешением, смерть пошла на поиски новых жертв.
Есть еще одна трактовка. Весь фильм словно рефреном мелькают в кадре утята и гуси. А фамилия главного героя – Коршунов. Коршун – охотник и хищник и не зря больше половины фильма мы блуждаем в лесу. Хищник понял, что за ним охотится сама смерть и решил отправиться в непростую личностную одиссею, за время которой сумел найти способ стать обычной птицей.
Режиссеры задаются вопросом, можно ли обмануть судьбу? Герой фильма показывает, что вполне можно, но ради этого нужно пережить не одно суровое испытание, оказаться изгоем и прокаженным, причем нет гарантии, что вас после этого примут и простят. Но если хочется жить, то можно решиться и на такой непростой путь. Финальная белая сцена показала, что все испытания были пройдены не зря.