Вим Вендерс – один из самых знаменитых немецких режиссеров современности, представитель волны «Нового немецкого кино». Вендерс наиболее известен как режиссер независимого кино (одна из его самых популярных картин – «Небо над Берлином»), однако среди его работ присутствуют и более адаптированные к запросам широкой аудитории картины. Одним из таких фильмов является «Погружение», в которых задействованы популярные актеры Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер.
Эта лента снята по одноименному роману Дж. М. Ледгарда. Несмотря на звездный состав и приглаженную голливудскую картинку, «Погружение» не является однозначной и понятной романтической драмой и порождает у зрителя множество вопросов после просмотра. Остановимся подробнее на сюжете и финале картины.
Краткое содержание фильма Погружение
Фильм начинается со знакомства с главными героями, био-математиком Даниэль (Алисия Викандер) и британским разведчиком Джеймсом Муром (Джеймс МакЭвой). Даниэль собирается в научную экспедицию, целью которой является сверхглубокое погружение на дно океана. Это дело ее жизни, к которому она готовилась не один год. Однако зритель видит, как мысли девушки заняты совершенно посторонними вещами. Она постоянно проверяет свой телефон, пытается поймать связь, вяло реагирует на вопросы коллег и работает «на автомате». Одновременно с этим, на другом конце планеты, Джеймс Мур находится в плену у африканских исламистов.
Будучи разведчиком, он был послан на восточное побережье Африки под личиной специалиста по водоемам, инженера-гидротехника. Джеймс проводит долгие дни в заточении, так же думая о Даниэль. Сюжеты об их профессиональных невзгодах чередуются с воспоминаниями об их непродолжительном романе в отеле Франции, где они оказались прямо перед выполнением задания. В течение нескольких дней Джеймс и Даниэль разговаривают о жизни и смерти, апокалипсисе, любви и космосе. Джеймс по понятным причинам ничего не рассказывает о себе своей возлюбленной, Даниэль, напротив, в подробностях сообщает о своей работе, в том числе о возможной гибели в результате погружения в океан.
С каждым днем состояние Джеймса и Дэни вдали друг от друга ухудшается. Мысли Даниэль полностью заняты Джеймсом. Не зная об опасности, в которой он находится, и его невозможности выйти на связь, девушка заключает, что он охладел к ней. Ее подавленное и безучастное состояние становится настолько очевидным для ее коллег, что они предлагают ей отказаться от погружения, однако она берет себя в руки и возвращается к работе. Джеймс, пробыв в заточении и беспрерывно вспоминая о днях, проведенных с Даниэль, наконец, освобождается. Мысли о девушке все это время позволяли ему не забыть о собственной личности, и он выходит из своей тюрьмы с ясным рассудком. Он встречается с лидером сомалийской группировки, и ему позволяют остаться.
Он знакомится с местным доктором, циничным, но справедливым и глубоко верующим человеком. Доктор – один из наиболее разумных и рассудительных людей на побережье, он искренне хочет помочь своим людям и вынужден мириться с властью убийц. В течение своего пребывания в Сомали Джеймс наблюдает за жестокостью местных лидеров, смертью и болезнями.
Чем закончился фильм Погружение
Финал картины демонстрирует, как Дэни и Джеймс, находясь по разные стороны океана, одновременно подвергаются смертельной опасности. Джеймс пытается узнать о расположении противника, каждую секунду ожидая, что его убьют. В определенный момент у него получается сообщить о том, где он находится, и после этого Джеймсу остается только ждать поддержки с воздуха, надеясь, что его не пристрелят раньше. В это же время Даниэль спускается на дно океана. Каждый новый километр, преодолеваемый батискафом, сопровождается признаками возможной опасности.
Дэни делает заметки, обращенные к Джеймсу, о возможной смерти под водой, и ее коллега замечает, что это дурная примета. В какой-то момент внутри батискафа отключается электричество, и Даниэль вновь вспоминает о разговоре с Джеймсом, на этот раз о том, как после смерти каждый из них забудет себя и станет основой для всего сущего в будущем. Одновременно с этим на сомалийское побережье прилетают американские военные, получившие координаты, и начинают обстрел исламистов. Джеймс заходит в океан и ныряет в воду, стараясь оказаться как можно глубже. Тем не менее, снаряд достигает его тело в воде, как становится понятно по крупному плану его лица, скривившемуся от боли. Зритель видит раскрытые глаза Джеймса и одновременно с этим – поднятие батискафа на поверхность.
Таким образом, финал остается открытым. Неизвестно, остался ли Джеймс в живых, точно так же неизвестно, поднялась ли на поверхность Даниэль, хотя последнее более вероятно. Так или иначе, и Даниэль, и Джеймс выполнили то, из-за чего они подвергли свою жизнь смертельной опасности. Находясь в «погружении», на грани смерти, и выполняя долг всей своей жизни, они думают друг о друге, цепляясь за возможность сохранить свою личность в этом воспоминании. В течение всего фильма зритель наблюдает обширную метафору воды – мировой океан размывает границы времени и территории, мертвого и живого, объединяя главных героев, как объединяет все существующее на земле. Именно поэтому в финале неважно, как далеко друг от друга находятся персонажи. Неважно даже то, остались ли они в живых.
Их пребывания на этой земле и их встречи друг с другом более, чем достаточно для того, чтобы их судьбы навсегда соединились. Также одной из оригинальных трактовок финала является то, что все происходящее с Джеймсом после их расставания – это не более, чем фантазии оставленной девушки. Возможно, обладая информацией о военной деятельности своего возлюбленного и не зная ничего больше, Даниэль придумала свою собственную причину, почему Джеймс не может с ней связаться. Ведь зритель видит, как девушка в течение всего фильма мучилась от осознания того, что ее возлюбленный, возможно, забыл о ней – и это могло породить необходимость выдумать несуществующие события.
Находясь на грани смерти, Даниэль могла выстроить фантазию о том, что Джеймс находится в таком же положении и так же думает о ней. Так это или нет, решает для себя только зритель, поскольку финал фильма «Погружение» остается не полностью раскрытым и порождает все новые трактовки и вопросы.
Подобная «писанина» мало того, что отбивает у зрителя желание посмотреть экранизацию, так еще и вводит в заблуждение. Прочитав вот это… (не могу подобрать нормального слова), человек заведомо обманутый, воспринимает концовку фильма так, как написано. Становится трудно увидеть истинный сюжет. Я сама была введена в заблуждение, прочитав это. И посмотрела конец несколько раз. Даже обратилась к роману Дж. М. Ледгарда, чтоб убедиться в том, что все правильно поняла. Главный герой ЖИВ. И никак иначе. На это нам указывается многими приемами. Автор данной статьи пишет, что «снаряд достигает его тело в воде, как становится понятно по крупному плану его лица, скривившемуся от боли». Нет и еще раз нет. Что нам говорит об этом эпизоде роман: «Он нырнул в воду и устремился ко дну.
Поверхность взорвалась, как сверхновая. Берега бухты подбросило к небу. Шум был настолько громким, что показался тишиной. А вторая платиновая вспышка превратила тела в пыль.
Солнце неслось по небу, звезды неслись еще быстрее – но не так быстро, как тело юного Мора всплывало на поверхность. Он выплыл на воздух, в кровавую бурную воду, с вареными крабами и мучениками. Он увидел смерть, утонул снова – и поплыл от земли, к бони, к Кении. В конце концов, его погружение оказалось неглубоким.»
Давайте по пунктам. Герой устремился ко дну, а взорвалась поверхность. Всего было 2 удара, после которых тело Мора всплыло на поверхность. Слово тело может указать нам на трагичный исход, но ни в романе, ни в фильме не говорится и не показано, что в него попал снаряд. Искаженное лицо, скорее всего, было вызвано резко повысившейся температурой воды, о чем свидетельствует фраза «в кровавую бурную воду, с вареными крабами и мучениками». И, если предположить, что какой – то снаряд или осколок попал в Мора, то где кровь? Кровь в воде вытекает быстро, особенно в теплой воде. Если бы главный герой был ранен, режиссер бы указал на это расплывающимся красным пятном. Далее мы видим, как лежа в воде лицом вниз, Мор приходит в себя, шевелит руками, ногами и поворачивает голову по направлению к поверхности, затем, он лежит на берегу. То есть до берега он доплыл сам. Его не вынесло течением. Он просто лежит и отдыхает, закрывая глаза. То есть нам показали, что он сам закрывает глаза. Иными словами, человек устал, и, уходя в сон или просто отдых, видит свою любовь.
Далее нам говорится, что он поплыл к Кении. А ведь и в фильме на это делается акцент. Джеймс не подавал сигнал до того как не услышал, что войска рядом! Он говорит, что не хочет умирать, у него созрел план. Появилась надежда. Он пробыл в мангровых лесах около суток и главная персона, требующая уничтожения все это время была рядом. Он в течение суток мог активировать сигналку, но сделал это лишь тогда, когда убедился, что все получится. Так же автор говорит нам, что погружение Мора оказалось неглубоким. Не вечным, не конечным, не каким-то еще, а неглубоким. Он не сгинул в пучине океана, не отправился на корм морским рыбам, он немного окунулся, так сказать. Вкусил чуток этой «прелести». Трухнуть успел, увидел смерть и ВЕРНУЛСЯ. Что мы видим в фильме еще. Заходя в воду, он сказал, иду к тебе. Он знал, что Даниэль жива. Он намеревался идти к ней не на тот свет. И лежа на песке, он представил, как пришел к ней, потому что знал, что теперь все будет хорошо и они скоро встретятся. И режиссер четко и внятно показывает нам, что Даниэль начала подъем, ее погружение закончилось. Так же автор романа говорит нам что, «он выплыл на воздух», «он увидел смерть, утонул снова – и поплыл от земли, к бони, к Кении». Он сам! Не его тело, а Мор. Джеймс поплыл именно к Кении. Не его тело понесло течением абы куда, а он сам поплыл к границе, где обосновалась база его войск. То же самое, думаю, предполагалось в фильме. После отдыха на песочке Джеймс поплыл в сторону Кении, где его подобрали «свои», увидев, что маячок в его зубе движется именно в нужном направлении. Согласитесь, снимать это было бы необоснованной тратой эфирного времени, и вовсе смазало бы романтичность конца. Так он выжил, и весь ужас закончился, а образ его любимой предал ему сил и сделал концовку фильма прекрасной. А если бы нам показали, как он плыл, как он ехал к ней, это было бы уже лишним. Фильм не об этом, как и книга. На мой взгляд, конец очевиден. Оба героя живы. И, наверняка, будут вместе.
Скажите, о чём фильм?
Мне так показалось ,что герои погибли. А души на том свете объединились .