1. На сцене Дон Паскуале, пожилой богатый холостяк. Он рассуждает о том, что его племянник Эрнесто хочет жениться на молодой вдове Норине.
Дон решил жениться сам, а племянника он решил прогнать, лишив состояния.
Появляется доктор Малатеста. Он сообщает, что нашёл для хозяина невесту – свою сестру. Паскуале просит быстрее познакомить их.
Входит Эрнесто. Он слушает рассказ дядюшки о его планах, и принимает его слова за шутку. Но тот убеждает его в серьёзности намерений. Тогда Эрнесто предлагает спросить мнения их домашнего врача, Малатесты, одобрит ли он поздний брак. Дядюшка отвечает, что врач полностью поддерживает его.
Эрнесто удручён: он остаётся ни с чем, а друг Малатеста способствует его разорению. Дядюшка прогоняет его.
2. Норина читает письмо Эрнесто. Он сообщает ей о том, что разорён и вскоре уезжает из Рима. По счастью, врач Малатеста оказался рядом. Он придумывает хитроумный план.
Старик упрям, и Малатесте пришлось притвориться, что он поддерживает его идею. Он предлагает Норине сыграть роль своей сестры. А своего кузена доктор представит в качестве нотариуса, чтобы тот «оформил брак».
Он просит Норину очаровать Дона, чтобы потом отбить у него охоту к женитьбе. Женщина соглашается.
3. Входит довольный хозяин дома. Вскоре появляется Малатеста, в сопровождении молодой женщины. Он объясняет, что это его сестра. Она якобы очень смущена, поскольку только что покинула стены монастыря. Старик в умилении, и желает немедленно жениться. Тут же входит «нотариус», и бракосочетание свершается.
Входит племянник. Доктор шепчет ему на ухо, чтобы он не мешал осуществлению плана.
Брачный контракт подписан, и молодая женщина тут же меняется. Она сразу начинает пилить своего «мужа». Это уже не робкая девушка.
Дон Паскуале в растерянности видит, что «жена» приказывает мажордому нанять много слуг, и полностью изменить всё в доме. Она мечтает о роскоши.
Вскоре женщина принимается за самого хозяина дома, отчитывая его за плохие манеры. Тот в отчаянии, он уже не рад, что женился.
4. Дом Дона Паскуале. Всё завалено новыми платьями, шляпками, дорогими кружевами.
Сам хозяин появляется в плохом настроении. Он в ужасе смотрит на счета, которые ему прислали. Из комнаты жены выходит парикмахер, который тоже требует денег. Старик в отчаянии заявляет, что при такой жизни вскоре сойдёт с ума.
Появляется нарядная Норина, она собирается уходить. «Муж» спрашивает, куда она идёт на ночь глядя? Молодая «жена» грубо обрывает его сопровождая слова пощёчиной. Норина уходит, оставив его среди своих платьев.
Она оставляет на видном месте записку якобы от своего поклонника. Старик прочитал в ней, что ночью его жена должна встретиться с кем-то в саду. Это слишком, и Паскуале уходит, чтобы отправить слугу за доктором.
5. Появляется Эрнесто с доктором. Они договариваются о том, что в саду с Нориной встретится племянник дона Паскуале, чтобы старик сам понял наглядно, что напрасно женился на молодой женщине.
Эрнесто уходит, появляется хозяин. Он ворчит, жалуется доктору на непутёвую жену и показывает «записку». Тот сочувственно предлагает ему проследить за женой. Но старик уже и сам не рад, он хочет отделаться от жены.
Они решают устроить засаду, а когда выяснится факт измены, муж сможет с позором прогнать жену.
6. Сад в доме Паскуале. Эрнесто поёт, чтобы привлечь свою любимую. Она вскоре приходит, и влюблённые обнимаются. Но тут появляется старик с фонарём в сопровождении доктора.
В этот момент происходит признание: молодые люди сообщают дядюшке, что на самом деле его «женитьба» — фикция, Норина – любимая женщина Эрнесто, а всё подстроил доктор.
Старик прощает хитрецов, он счастлив остаться один, без жены, в тишине и спокойствии.
https://youtu.be/A-sZ9DAQh_0