Либретто «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» написано знаменитым немецким композитором Рихардом Вагнером на основе легенды о Тангейзере и впервые поставлено в 1845 году в Дрездене. Также основой для произведения стали повесть Гофмана «Состязание певцов» и новеллы Тика о Тангейзере. Обратимся к сюжету этой оперы.
Первый акт начинается в гроте богини Венеры. Смертный поэт Тангейзер некогда проник в это место, чтобы провести свою жизнь в любви и наслаждениях. Своими песнями он славит богиню, однако пребывание в этом раю становится для него тягостным. Он просит Венеру отпустить его на землю, поскольку вечное блаженство наскучило ему. Богиня ужасается его просьбе и, впав в ярость, прогоняет его, пообещав, что очень скоро он попросится назад. Тангейзер обращается к Богоматери, и при упоминании святого имени мир Венеры исчезает, уступая место земле.
Тангейзер обнаруживает, что попал в мирную долину. Он видит молодого пастуха, паломников, направляющихся в Рим, которых он просит помолиться за него. Внезапно появляется компания знакомых ему рыцарей во главе с Вольфрамом. До того, как отправиться в грот Венеры, Тангейзер поссорился с ними, однако теперь они хотят мира и призывают его поучаствовать в состязании певцов. Тангейзер примиряется с товарищами и соглашается участвовать, заслышав имя Елизаветы, которую он некогда покинул.
Второй акт начинается с замка ландграфа. Елизавета, земная любовь Тангейзера, радостно встречает его. Вольфрам подслушивает их разговор и понимает, что может не рассчитывать на любовь Елизаветы, поскольку она связана с Тангейзером. Начинается состязание певцов. Ландграф, хозяин замка, объясняет, что темой состязания будет любовь – победит тот из рыцарей, кто споет о ней лучше всего. Вольфрам обращается к теме духовной любви, поет о бескорыстном и чистом чувстве, не омраченном плотскими желаниями. В приступе гордыни Тангейзер заносчиво отвечает ему, что такая любовь неполноценна, и что только физическое удовольствие делает это чувство важным. Второй рыцарь также продолжает лейтмотив Вольфрама, воспевая чистую любовь, и Тангейзер вновь возражает ему. Все больше распаляясь, Тангейзер говорит о том, что невозможно познать истинную любовь, не побывав в гроте Венеры. Третий певец, Битерольф, оскорблен поведением Тангейзера и готов схватиться за меч, также в шок повергнуты все окружающие. Неожиданно на защиту возлюбленного встает Елизавета. Она говорит о грешниках, которых также надо спасти. Все удивлены, что чистая дева защищает грешника и богохульника. Тангейзер понимает, что своими речами о плотской любви оскорбил Елизавету, и решает отправиться в паломничество, чтобы получить прощение от Папы.
Третий акт начинается с того, что Елизавета нетерпеливо ожидает возвращения паломников, среди которых находится ее возлюбленный. Она молится о Тангейзере. Паломники возвращаются, но среди них нет ее любимого, и она вновь обращается к Богу, прося о милости. Спустя время в рваной одежде путника появляется Тангейзер. Он не получил прощения от Папы: тот сказал ему, что грех будет прощен тогда, когда расцветет его деревянный посох. Тангейзер хочет вернуться обратно в грот Венеры. Богиня зовет его, но Вольфрам противится окончательному грехопадению своего товарища. Тангейзер умирает, так и не попав к Венере. Вновь возвращаются паломники и рассказывают о произошедшем в Риме: у Папы расцвел деревянный посох. Это значит, что грех Тангейзера все-таки был прощен благодаря молитвам его близких и милости Бога.