Сериал «Дом образцового содержания» снят по мотивам одноименного романа Григория Ряжского. Это драматическая сага про обитателей жилого дома в Двухпрудном переулке, который проектировал и где жил со своей семьей известный архитектор Дмитрий Сергеевич Мирский. О чем молчат московские «сталинки»? Так можно озаглавить 26-серийный фильм, снятый в 2010 году.
1-7 серии (1930 — 1940)
Дмитрий на вокзале ожидает свою возлюбленную Розу, которая младше его на четверть века. Юная красавица отказалась вместе с родней податься в Германию. Она остается Москве с любимым мужем. Вскоре у пары рождается сын. Роза живет с Борей на загородной даче, оставив супруга в «сталинке». Увлекающийся слабым полом Мирский соблазняет Зину Чепик, которую жена приютила в домработницах, спасая от голодной беспризорной смерти.
Мирским доставляют беспокойство новые соседи: на жилплощадь репрессированного адвоката Зеленского заселились муж и жена Чапайкины. Глеб служит в органах ГБ, он вербует домработницу Зину. В свободной комнате ссыльного Ягудина живет шабутной детдомовец Саня Керенский.
Роза узнает о конфликте мужа с Арамом Саакянцем. Ученик вместо учителя спроектировал Дом Советов и превзошел его мастерством. Женщина не успевает их примирить – по анонимному доносу Арама привозят к начальнику НКВД Верещагину, где вскрывается правда об обмане Саакянца. Мирского снимают с должности и лишают всех званий.
Беда не приходит одна: архитектора ждет арест по доносу домработницы. Озлобленная тем, что сожитель не признает их ребенка, Зина устраивает арест «врага народа» Мирского. Походы Розы в приемную НКВД результата не дают – мужа отправляют в ссылку. Опасаясь обысков, женщина прячет свое приданое у Иды Меклер. Больше она никогда не увидит ни двоюродной сестры, ни фамильных драгоценностей.
Серии 8 — 13 (1940 — 1950)
В отсутствии Розы и сына, которые эвакуировались в Ташкент, их жилье занимает управдом по фамилии Кислицин. В качестве платы рабочим он отдает снятую со стены картину Кустодиева. По возвращении в Москву Роза не может попасть к себе в квартиру до тех пор, пока Кислицин не умирает от сердечного приступа на допросе у Чапайкина.
В места, где отбывает наказание Дмитрий, пересылают его бывшего соседа Ягудина. Тот погибает при попытке побега. Мирскому за содействие добавляют десять лет срока.
Повзрослевший Борис идет по стопам отца и поступает в МАРХИ, ректором которого является Арам Саакянц. Удачливый ученик Мирского превзошел учителя не только в профессии. Он открывает Розе свои чувства. Однако любовный роман не получает развития. Арам совершает самоубийство, когда Верещагин сообщает, что он не оправдал доверие органов ГБ.
Боря Мирский увлекается симпатичной библиотекаршей Таней Кульковой. Вернувшийся из ссылки больной отец советует молодым назвать ребенка Виленом. Вскоре Дмитрий Сергеевич умирает. Отношения между супругами расстраиваются, потому что Борис втайне от жены встречается с Ольгой из Ленинграда. Роза добивается, чтобы при разводе внука оставили ей.
Мире, внебрачной дочери Дмитрия Мирского, уже 17 лет. Зина приезжает с ней в Москву. По совету Розы оставляет девушку, а сама возвращается в Житомир. Миру не принимают в институт, потому что она потеряла комсомольский билет. Она живет с Федором Керенским, от которого рожает дочь Гелю. О своем отце Мира так ничего и не узнает, даже когда получит телеграмму о смерти матери.
Серии 14 — 20 (1960 – 1980)
Глеб Чапайкин в системе МВД курирует дела о хищении предметов антиквариата. Его супруга Алевтина работает в МГУ на кафедре искусствоведения. Освободившийся Стефан Томский знакомится с ней, представившись молодым ученым, специалистом по античным вазам. На самом деле его интересует раритетная коллекция живописи в квартире соседей Мирских. После ограбления одного из столичных музеев Чапайкин надолго упекает Стефана под Магадан.
Борис Мирский умирает в поезде от сердечного удара, когда рвется уехать в Ленинград к любовнице Ольге. Вилен учится во ВГИКе. Будущая актриса Юля заявляет Розе, что ждет от ее сына ребенка. Малолетний Митя остается у бабушки, когда Вилен выгоняет Юлю из дома. Он застает жену в постели с режиссером и своим другом Грибоедовым.
Серии 21-26 (события 1990-1998 годов)
Томский выходит на свободу, заселяется в квартиру Затевахиных и знакомится с соседкой. Ему не дает покоя висящая на стене у Розы Марковны картина, оцениваемая в 40 тысяч долларов: «Женщина с гитарой» Пискассо. Стефан собирает ОПГ, в которую вовлекает Митю Мирского. Отец парня узнает о его долларовых махинациях и бандитских разборках и отрекается от сына.
Дмитрий после очередной вооруженной стычки попадает в больницу. Знакомство с медсестрой Ритой Марголиной и ее беременность побуждает его принять решение о «выходе из игры». Бандиты требуют в качестве «отступных» огромные деньги, которых у Мирского нет. Единственный выход – «загнать» семейные картины. Митя идет на воровство и во время похорон Керенского прячет полотна у них в квартире.
Вечером Геля, дочь покойного Федора и Миры, находит картины. Спешит обрадовать Розу Марковну, но та поутру не обнаруживает их на этом месте. Здесь побывал полковник Сапилов, который ведет расследование смерти Томского и попутно решил завладеть квартирой Керенских.
Обращение вдовы известного архитектора Мирского к отставному генералу Чапайкину не имеет смысла – он давно на пенсии и лишен всех льгот. Его внучка Варя безответно влюблена в бандита Митю, конец которого трагичен. Зрителю остается лишь гадать о судьбе правнука Дмитрия Сергеевича и Розы Марковны, который тоже будет жить в доме образцового содержания в Двухпрудном переулке.
Картинка не из этого фильма
Картинка не от этого фильма