«Цифры» — рассказ, вышедший из-под пера русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953). Главный герой делится впечатлениями о непростых отношениях с племянником, который требует неослабного внимания к своей особе.
Глава 1
Дядя рассказывает уже повзрослевшему племяннику о том, как тот вел себя в детстве. Маленький мальчик Женя (лет, вероятно, четырех-пяти) очень хотел, чтоб дядя научил его считать и записывать на бумаге цифры.
Малыш робко подошел к дяде после их очередной ссоры, попросил у него прощения и сообщил, что мечтает о том, чтоб он «показал ему цифры». Дядя не торопился с ответом.
Мальчик бы непослушным, часто шалил – громко кричал, целыми днями бегал по дому, топал, не давая покоя взрослым. Дядя хотел воспитать его как следует, а сам наблюдал за его поведением и тайно наслаждался детской открытостью и непосредственностью, страстною жаждой мальчика к новым знаниям.
Глава 2
На следующий день мальчик рано проснулся, охваченный горячим желанием изучить цифры. Позвал к себе в детскую дядю и попросил купить все необходимое для занятий: бумагу, карандаши, книги. Но дяде не хотелось в этот день идти в магазин, он начал врать мальчику, что сегодня «царский день», все закрыто. Дядя хотел отложить занятия с Женей на день-два.
Мальчик долго уговаривает дядю показать цифры просто так, ничего не покупая, но он обещал, что покажет завтра. Малыш был весь день торопливым и рассеянным, не мог сосредоточиться, горя изнутри своей мечтой — поскорее выучить цифра, ему хотелось научиться всему и сразу!
Глава 3
Маленький Женя, охваченный состоянием радостного возбуждения от предстоящего обучения, начал серьезно шалить – прыгать, шумно топая ногами и громко радостно вскрикивая.
Окружающих (маму, бабушку и дядю) это сильно раздражает, они пытаются успокоить шалуна. Мальчик не слушается и противоречит взрослым. Дядя вынужден сначала повысить голос, а потом и вовсе применить силу – схватить ребенка за руку, шлепнуть и выгнать из комнаты.
Глава 4
Обиженный ребенок в детской показательно кричал, рыдал и причитал, надеясь, что взрослые сжалятся и подойдут к нему, пожалеют, попросят прощения. Но взрослые не спешили сдаваться, хоть и ощущали себя не в своей тарелке. Бабушка нервничала больше всех, готовая вот-вот сорваться к Жене в комнату. Но все выдержали характер. Малыш долго плакал, но потом затих, обессилев и поняв, что ничего не добьется истерикой.
Глава 5
Женя успокоился, сидел в своей комнате и играл с пустыми коробочками от спичек. Взрослые начали к нему заглядывать, делая вид, что «по делу», пытались с ним заговорить, но малыш был очень обижен, отвечал им зло и грубо. В конце концов, было решено не трогать маленького злюку.
Глава 6
Наступил вечер. Женя сидел один в темноте, продолжая передвигать спичечные коробки. К нему заглянула бабушка, сказала, что если мальчик не попросит прощения у дяди, тот не будет больше покупать ему подарки и не станет учить с ним цифры.
Мальчик все еще горел мечтой о цифрах, поэтому вынужден был усмирить свою обиду на дядю.
Глава 7
Смирившись и поборов свою обиду, Женя подошел к дяде и попросил у него прощения за свои шалости. И снова попросил показать ему цифры.
Дядя простил мальчика, сжалился и сел с ним заниматься. Малыш был очень рад. Он старательно выводил цифры карандашом, стараясь вновь не обидеть дядю и угодить ему.
Пусть не все получалось, малыш еще не знал верный порядок цифр, но детскому счастью в тот момент не было предела. И дядя, сидя рядом, тоже радовался за мальчика, хоть и не подавал вида.