Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» была опубликована в 1976 году. Она принадлежит к произведениям «деревенской прозы». Жанровой особенностью повести служит её близость к философской притче. Матёра, гибнущая ради прогресса, является символом всей России.
О чём повесть «Прощание с Матёрой»?
Матёра — деревня, расположенная на одноимённом острове и имеющая 300-летнюю историю существования. Немало за это время повидала деревушка. Служила местом для постоя на торговом пути. Помнит арестантские обозы. Была свидетелем жестоких боёв партизан с колчаковцами. Имеется в ней своя церквушка, ныне приспособленная под склад. Находится в Матёре даже аэропорт, откуда дважды в неделю можно летать в город.
Строительство плотины для электростанции ниже по течению Ангары угрожает местным жителям затоплением их острова. В перспективе маячит переезд и смена места жительства. Нынешнее лето должно стать последним в родных местах. Некоторые жители, получив государственную компенсацию, начали вывозить свои вещи. Другие, обживаясь на новых местах, появляются на острове редко. Молодёжь проще относится к переменам, надеясь на лучшую жизнь в городе. Одни старики не спешат рушить привычный уклад, затаившись в тревожном ожидании перемен. Уезжать из Матёры они не хотят. Во главе таких старожилов находится Дарья Пинигина.
Она — самая старшая на острове. Дарья хочет жить на родной земле, ухаживать за могилами родных и близких. Покинуть милые сердцу места ей не под силу. Из-за этого Дарья ссорится с семьёй сына Павла, который давно живёт в совхозе. По вечерам Дарья собирает таких же старух, как сама. За чашкой чая ежедневно обсуждается одна наболевшая тема. Старики знают, что в городе их ждёт жизнь со всеми удобствами, но она не заменит им красоту и простор родной природы. Настасье с дедом Егором суждено первыми уехать с острова. Настасья переживает за кошку. Ведь брать живность в транспорт для людей не положено.
Просит Дарью присматривать за ней. Как будто не понимает, что Дарье также придётся рано или поздно уезжать. К числу местных старожилов относится и старик Богодул. Он поляк, но так давно здесь живёт, что и сам не помнит сколько. Богодул дорожит Матёрой всей душой. Первым обнаруживает бригаду санитаров, присланных уничтожить деревенское кладбище перед затоплением. Судьба кладбища больше всего тревожит стариков. Услышав про уничтожение, жители подняли такой бунт, что санитарам пришлось отступить. А старики до поздней ночи ползали на кладбище, втыкая на место кресты и поправляя спиленные деревянные тумбочки.
В повести остро ощущается противостояние старой и новой жизни. Символом старой жизни в Матёре является Хозяин острова. Жители Матёры представляют его в виде маленького зверька, похожего на кошку. Это дух, который охраняет деревню. Пока ещё не наступило полное уничтожение острова, он тихонько наблюдает за всем. Его никто никогда не видел, а он знает всё про всех. Старину символизирует и царский листвень — могучее дерево, не поддавшееся ни огню, ни топору. А новая жизнь страшит неизвестностью. Ведь старый Егор так и не смог её принять. Не успев обжиться на новом месте, старик умер от тоски по своей «малой родине».
Большим стрессом для сельчан стал поджог своего дома Петрухой. Люди молча смотрели, не веря происходящему. В голове каждого стучала мысль о начале конца и близком отъезде.
К сентябрю остров совсем опустел. Остались лишь Дарья с Катериной, Сима с внуком и дед Богодул. Они стояли и смотрели, как сжигают избы. Душераздирающей предстаёт сцена, в которой Дарья, отдавая свою избу на сожжение, долго мыла и белила её, словно обряжала в последний путь. Оставшимся старикам разрешили последний раз переночевать на острове. Эту ночь они провели в уцелевшем бараке, прощаясь с островом навеки. Будто живьём выдирая из души самое светлое и родное. А над Матёрой плыл жалобный вой. Это Хозяин острова прощался с ними навсегда.
Для чего людям пришлось оставить насиженные места и позволить стереть родную деревню с лица земли? Для того, чтобы начать жить заново. Очень трудно это сделать, имея преклонный возраст. Построенная плотина разделяет не только реку. Она разрывает человеческие судьбы на ставшее дном водохранилища прошлое и будущее, не имеющее корней.