Очень краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Очень краткое содержание рассказа "Тринадцатый подвиг Геракла" Краткое содержание

«Тринадцатый подвиг Геракла» написан Фазилем Абдуловичем Искандером в 1964 году и впервые был опубликован в том же году в журнале «Сельская молодежь». Основная моралистическая направленность произведения оказалась на столько актуальной для школьников того времени и в то же время универсальной для детей такого возраста, что рассказ почти сразу попал в школьную программу и остается там по сей день.

Чуть позже автор выпускает авторский сборник, имеющим общее название этого рассказа, куда и включено само произведение.

Краткое содержание рассказа

Повествование ведется от первого лица, рассказчик — ученик 5 «Б» класса, который никак не представлен в произведении. Зато тщательно вырисованы и прописаны другие персонажи произведения. В первую очередь обратить внимание, конечно, стоит на учителя математики, недавнее появление которого в школе вызывает интерес не только учеников, которым он преподает непростой предмет, но и всей школы вообще. Дело в том, что Харлампий Диогенович сразу смог организовать работу на уроке таким образом, что все ученики сидят тихо, прилежно занимаются и стараются никогда не приходить на урок неподготовленными. Секрет же нового педагога не в строгости или жестокости наказаниях, напротив, он довольно приветливо и открыто общается со всеми. Просто этот учитель, «грек по происхождению», умеет приметить деталь в человеке и выставить ее в таком неприглядном свете, что предмету насмешки становится очень неуютно. Но высмеивает он только поступки, а не просто личность.

Главный герой как-то раз не может справиться с непростой задачей про артиллерийские снаряды и решает прийти на урок неподготовленным, он очень переживает, что его обязательно спросят, правда выйдет наружу, и придется терпеть шутки от учителя. Перед уроком рассказчик выясняет, что задачку решил не только лучший ученик класса и круглый отличник Сахаров, всегда готовый к уроку, но даже тихоня сосед главного героя, Адольф Комаров, привыкший к тому, что все вокруг зовут его просто Алик.

Спасают ситуацию неожиданно появившиеся в самом начале урока медики с целью сделать прививки от тифа. Но тут выясняется, что, на самом деле, сейчас очередь другого класса, медсестры просто ошиблись кабинетом. Едва получив надежду на спасение, главный герой тут же ее лишается, однако он не сдается и предлагает свою помощь — он хочет проводить медиков до класса, где занимается 5 «А», которому и предназначались прививки, мотивируя свое желание тем, что идти надо далеко и можно заблудиться снова. По дороге рассказчик умудряется уговорить медиков вернуться обратно в 5 «Б» и сделать сначала им прививки, а затем отправиться к 5 «А». Почти весь урок уходит на прививки от тифа.

Но, к великому сожалению главного героя, у учителя остается время все же спросить в конце урока у доски домашнее задание. И вызывает он отвечать именно повествователя, который сегодня совершенно не готов рассказывать решение задачи про артиллерийские снаряды.

Смысл название произведения

Рассказ носит столь символичное название не случайно. Как известно, Геракл совершил лишь двенадцать подвигов, откуда же тогда взялся тринадцатый? Пока повествователь оттягивает время до выхода к доске, Харлампий Диогенович рассуждает о неком мальчике, который совсем недавно смог не просто повторить великие свершения героя, а даже продолжить его дела — выполнить тринадцатый подвиг. Правда, между греческим героем и этим мальчиком есть существенная разница: если Геракл совершал свои подвиги из храбрости, то мальчик из трусости.

Во время этих слов рассказчик понимает, что учитель смог снова подшутить над ним, что заставляет главного героя почувствовать себя неуютно.

Смысл произведения

Лишь спустя несколько лет после окончания школы главный герой снова вспоминает описанную ситуацию из школьных лет и понимает, что воспитательный метод учителя-грека заключался в том, чтобы научить ребят всегда смеяться над собой. Это чувство самоиронии может нередко оказать большую услугу, ведь только с такой точки зрения есть возможность взглянуть на себя со стороны и адекватно оценить происходящее. Теперь рассказчик доволен тем, что в его жизни был такой учитель, и что тот смог дать верный ориентир для жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий