Рассказ «Уроки французского» принадлежит перу писателя Валентина Распутина. Он посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой – маме драматурга Александра Вампилова.
Очень краткое содержание рассказа «Уроки французского»
Так как повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика, своё имя он не называет.
Действие сюжета происходит в 1948 г. Послевоенное время было тяжелое для страны. Если в деревнях можно было хоть как-то прокормиться, выращивая овощи, держа скот, то в городе это было сделать ещё труднее, особенно, если у человека не было заработка.
Главный герой рассказа прекрасно учился, но он жил в деревне, где была только начальная школа. Чтобы повысить своё образование, нужно было отправиться в райцентр. Мать мальчика решила собрать сына и отправить туда учиться.
Здесь наш герой жил у своей тети Нади. Ещё до этого мальчику поставили диагноз «малокровие». Поэтому ребёнку нужно было каждый день пить молоко. Мать дала ему денег на первое время, и сначала он покупал стакан молока в день.
В школе у ребёнка успехи были хорошими. Но французский язык давался ему нелегко. Преподавала этот предмет молодая учительница Лидия Михайловна.
Мама периодически передавала ребенку с шофёром дядей Ваней различные продукты. Но парень заметил, что каким-то таинственным образом они очень быстро исчезают из кладовки тёти Нади.
Однажды сын этой женщины – Федя, предложил нашему герою пойти посмотреть, как ребята играют на деньги в «чику». Так как мальчик был сообразительным, он быстро понял, каким образом нужно действовать, чтобы выигрывать.
Но ребёнок не давал азарту развиться в себе. Как только наш герой выигрывал рубль, он заканчивал игру, отправлялся на рынок, чтобы купить вожделенный стакан молока.
Но однажды Владик, который руководил этим азартным развлечением, сказал, что нельзя так быстро выходить из игры, пригрозил главному герою наказанием. Дело закончилось дракой. Три человека побили главного героя, который вынужден был в таком нелицеприятном виде явиться на следующий день в школу.
Первым уроком был французский. Увидев ученика в таком состоянии, Лидия Михайловна пошутила, что среди ребят сегодня есть раненые. На её вопрос мальчик ответил, что это он упал. Но один из участников игры поднял руку и рассказал, как было дело.
Тогда Лидия Михайловна сказала нашему герою, чтобы он остался после уроков. Затем она узнала у него, что выигранные деньги парень тратит не на конфеты, не на всякую ерунду, а он покупает молоко.
Тогда мудрая учительница решила подкармливать ребёнка. Она сказала, что хочет индивидуально заниматься с ним французским у себя на дому. Затем, когда мальчик пришёл, Лидия Михайловна сказала, что не может есть в одиночестве. Но ребёнок был стеснительным и гордым, поэтому никак не садился за стол преподавательницы и отказывался от угощений.
Тогда она решила отправить ему посылку на адрес школы. Но и здесь мальчик разоблачил хитрость Лидии Михайловны. Ведь в посылке находились макароны, гематоген, а этих продуктов у них в деревне никогда не было. Поэтому мать не могла прислать гостинцы, а больше этого сделать было некому.
Мальчик не взял посылку, продолжал голодать, но ходил заниматься к учительнице французским языком. Однажды Лидия Михайловна спросила у него про правила той игры, за которую его побили. Учительница рассказала, что в детстве она с ребятами играла в «пристенок».
Так незаметно преподавательница вовлекла главного героя в игру, в результате которой он выигрывал деньги, чтобы покупать себе хлеб и молоко. Но однажды момент игры застал директор школы. За это он уволил Лидию Михайловну. Преподавательница уехала к себе на Кубань.
Вскоре главному герою пришла от неё посылка с макаронами и большими яблоками, которые он до этого видел только на картинке.