Чем заканчивается гомеровская «Илиада»? Спросите об этом знакомых, друзей или просто случайных встречных, и девять из десяти человек, как по заказу, расскажут о хитроумной выдумке Одиссея, придумавшего спрятать греков-ахейцев в Троянском коне и доставить их во враждебный город, разгроме пылающей Трои и других подробностях, касающихся заключительного эпизода Троянской войны. Все как в пересказах или популярных изложениях мифов Древней Греции для школьников, потому что огромные гомеровские поэмы, переведенные намеренно архаичным, трудным для восприятия языком, читали очень немногие. Даже большинство студентов филфаков не могут похвастаться тем, что им удалось одолеть «всего» Гомера. На самом деле написанная Гомером или известным нам под этим «псевдонимом» «творческим коллективом» поэма заканчивается задолго до взятия Трои.
Тем не менее финал «Илиады» прямо касается судьбы осажденного города, которому предстоит погибнуть то ли из-за гнева богов, то ли из-за легкомысленного царевича Париса, который похитил прекрасную спартанскую царицу Елену и наслал на свой народ неисчислимые беды, то ли из-за банальных коммерческих интересов, которые, как считают современные ученые, и стали причиной Троянской войны. «Илиада» заканчивается торжественным погребением отважного Гектора — старшего брата Париса, мужественного защитника Трои и одного из самых симпатичных действующих лиц поэмы. Его убил скорый на расправу, жестокий и неукротимый в своем гневе Ахиллес, который вдобавок решил надругаться над телом троянского героя, мстя за убитого Гектором лучшего друга. Только вид убитого горем старого царя троянцев Приама, который, рискуя жизнью, явился к предводителю вражеского войска и со слезами умолял его отдать для погребения тело сына, заставил Ахиллеса сменить гнев на милость.
Как и другие ключевые эпизоды «Илиады», похороны Гектора, погребенного с царскими почестями, описаны крайне подробно, что, с одной стороны, радует, с другой, разочаровывает историков и археологов. Ведь речь идет о событиях, отдаленных от эпохи Гомера несколькими веками. Даже если слепой Гомер и был хотя бы в молодости зрячим, он не мог бы наблюдать своими глазами торжественные погребальные игры, роскошное вооружение троянцев и их противников ахейцев, курган, который насыпали над останками Гектора. В его эпоху упадка, которую потомки назовут по аналогии со средневековьем «темными веками», уже не было ни могущественных царей, ни дворцов, раскопки которых и сейчас впечатляют наших с вами современников, ни монументальных гробниц этих владык. Что было причиной этого упадка, неизвестно до сих пор.
Может, стихийные бедствия вроде наводнения или извержения вулкана, может, нашествие варваров-иноплеменников, возможно, внутренние неурядицы, преследующие любое сложно устроенное общество, а может быть, все сразу. Потомки гомеровских героев забыли многие искусства и ремесла и даже письменность, но подобные Гомеру певцы с феноменальной памятью сумели сберечь воспоминания о славном прошлом. Именно текстом Гомера руководствовался археолог-самоучка Генрих Шлиман, который исполнил мечту детства и нашел гомеровскую Трою. В действительности же он обнаружил город, построенный задолго до легендарной Трои, а вся земля, на которой стоял этот легендарный город, была прямо-таки начинена останками древних городов и крепостей и напоминала гигантский слоеный пирог.
Словом, история гомеровских поэм и самой Троянской войны, о которой написаны целые ученые тома — сплошная загадка не только для современников Шлимана, считавших вплоть до его открытия, что события «Илиады» и «Одиссеи» — выдумка чистой воды, но и для наших с вами современников. Уж очень огромный временной промежуток отделяет нас с вами от событий, описанных Гомером. И все же многие чувства его героев остаются вневременными: горе жен, детей и престарелых родителей, оплакивающих своих близких, мужество защитников осажденного города, страдания побежденных и порывы великодушия, на которые оказываются способны даже самые кровожадные победители.