Лет двести назад имена этой влюбленной парочки книжных героев знали все любители, а тем более любительницы чтения. Рассказывали, что несколько страдавших от неразделенной любви девушек то ли собирались утопиться, то ли действительно бросились в пруд, подражая «хорошему» примеру карамзинской бедной Лизы. Модные писатели мигом принялись строчить полностью подражательные книжки, посвященные все той же модной темы несчастной любви между тонко чувствующими героями, а благородные господа сделали для себя открытие, что и девушки из простонародья способны на высокие чувства, хотя вряд ли это сильно повлияло на их отношение к реальным, а не вымышленным деревенским девушкам.
Впрочем, сама Лиза не была ни крестьянкой, ни тем более крепостной, она просто-напросто происходила из очень бедной семьи и вдобавок была сиротой и единственной опорой своей старушки-матери. Продавать собранные в ближайшем лесу полевые цветы, чтобы заработать на жизнь — это очень трогательно и романтично, совсем не то, что пасти коров, жать рожь, нянчить детей или мыть полы. В реальности же таких девушек, скорее всего, было очень немного даже в богатой и готовой оплачивать всевозможные причуды Москве. И говорит карамзинская несчастная Лиза на таком же искусственном экзальтированном языке, мало отличающемся от «книжной» речи ее возлюбленного Эраста и совсем непохожей на наречие настоящих крестьянок.
Но какой бы возвышенной и прелестной не была Лиза, исход любви между «простой» девушкой и ее возлюбленным-дворянином предрешен с самого начала и не обещает ничего хорошего. И не только потому, что Лиза — незнатная и бедная девушка, а ее кавалер — богач и аристократ, которому положено жениться на девушке своего круга, чтобы не стать предметом всеобщих насмешек и презрения. И не потому, что современники Карамзина любили не только душещипательные сюжеты, но и трагические развязки, желательно со смертью хотя бы одного из героев. Но еще и потому, что в этой паре только Лиза относится к любви серьезно, в то время как для развращенного легкими романчиками и легким чтением Эраста любовь несчастной Лизы — это еще одно звено в цепи его любовных побед и еще одно приключение. Она бросается в пруд, узнав о том, что ее неверный возлюбленный нашел себе богатую и знатную невесту. Он продолжает жить, даже если мучается порой угрызениями совести. Во всяком случае, судя по поведению Эраста, он не забыл свою несчастную возлюбленную, хотя формально у него все в порядке.
Контраст между развращенными, хоть и образованными богачами и невежественными, но от природы добродетельными крестьянами типичен не только для рубежа 18-19 века, когда появилась на свет небольшая повесть Карамзина, но и для более отдаленных литературных эпох, когда в литературе уже торжествовал реализм. Следы этого шаблона можно найти и в произведениях советских писателей-деревенщиков, включая тех, кто отлично знал реальную сельскую жизнь на собственном опыте, и в приключенческих книжках о любви белого человека и прекрасной дикарки, и в современных брачных объявлениях, авторы которых уверены, что бедность и не избалованность невесты «автоматом» гарантирует ее верность и нравственность.
В реальности не все городские жители и даже не все дворяне и богачи были подлецами, да и реальные деревенские нравы даже в старину были намного проще. Конечно, сельских девушек, которые уступали домогательствам своих господ было немало, но вряд ли они были так запредельно наивны, как бедняжка Лиза. А вот если бы она была циничнее или хотя бы расчетливее, она вряд ли стала бы бросаться в пруд, не в силах жить после измены своего не столько коварного, сколько слабовольного и легкомысленного Эраста. Все несчастья Лизы начались с того, что она безоглядно доверилась Эрасту, а потом и отдалась ему, вместо того, чтобы отшить галантного ухажера потоком колких слов.
Но если бы у нее был другой характер, Карамзину было бы не о чем писать, и, возможно, русские писатели вряд ли стали бы развивать тему доверчивых крестьянских девушек, соблазненных молодым красавцем барином или проезжим офицером. Так что посочувствуем несчастной Лизе, но не будем учиться у нее наивности и слабости, которые и привели брошенную девушку к печальному, но закономерному концу.