Как поступит умненькая и предприимчивая девушка, узнав, что неподалеку поселился интересный молодой человек? Будет давить на папу и маму, чтобы они устроили бал или вечеринку или просто пригласили красавчика-соседа в гости? А если ее папа и отец молодого человека давно в ссоре и не желают даже слышать имени друг друга? Постарается затеять с ним переписку, как сделала пушкинская Татьяна? Нет, на этот раз она устроит маскарад с переодеванием для одного-единственного зрителя, который поверит в розыгрыш и не на шутку влюбится в очаровательную «актрису», которая и сама загорится к нему любовью. Именно так поступила находчивая Лиза Муромская, героиня пушкинской «Барышни-крестьянки». Да к тому же придумала отличное объяснение своим «господским» повадкам, отличающим ее от настоящих деревенских девушек. Она объявила себя любимицей своей молоденькой барышни, скорее подружки, чем госпожи.
Более того, когда Алексей Берестов все же явился в дом Муромских, Лиза так набелились и накрасилась, выбрала такой неподходящий для ее смуглой красоты наряд и так ломалась и жеманничала, что Алексей не узнал свою деревенскую красавицу и ни не миг не подумал, что его дурачат, хотя родители Лизы и особенно ее отец были изумлены фантазиями своей любимицы. Даже когда милая крестьяночка, которую Алексей взялся научить писать и читать, обнаружила необыкновенную понятливость, Алексей не заподозрил, что девушка знакома с этим искусством давным-давно.
Но удивительные открытия совершила и Лиза. Она слышала, что Алексей разочарован в жизни из-за несчастной любви и презирает весь изменчивый прекрасный пол. А на самом деле он оказался не мрачным меланхоликом, а веселым и жизнерадостным юношей, любителем пошутить и поиграть с деревенскими девушками в горелки. Ну а любовь к охоте и уединенным странствиям помогала ему объяснить родителям и всем интересующимся, почему он все чаще уходит далеко от дома ни свет ни заря и возвращается ближе к вечеру.
Занятые своими чувствами влюбленные даже не заметили, что их родители помирились. И когда Алексей узнал, что дочь соседа станет его невестой, он был разгневан и шокирован, потому что отлично запомнил эту нелепую и разряженную барышню, которая казалась размалеванной куклой по сравнению с его милой Акулиной. И только когда он явился к соседям пораньше, чтобы объясниться, он обнаружил, что Лиза и Акулина — одна и та же девушка. Когда «старик Муромский», которому, наверное, было лет пятьдесят, зашел в комнату дочери и обнаружил там эту нежную парочку, он понял, что молодые люди давно познакомились и «сошлись», несмотря на запреты строгих отцов.
Эта небольшая повесть немного напоминает другие истории о семейной вражде, прежде всего сюжет пушкинского «Дубровского». Но в отличие от деспота Троекурова, отец Алексея — просто пожилой чудак, которого все соседи считали неисправимым гордецом за пристрастие ко всему английскому. Да и Муромский-старший — добрый человек, который немного устал от причуд своенравной дочки и рад, что все закончилось хорошо. Так что стоит надеяться, что у этой истории не только знакомый всем нам счастливый конец, но и счастливое продолжение, которое каждый из читателей может придумать сам. Впрочем, почти все истории, рассказанные вымышленным провинциальным дворянином Иваном Петровичем Белкиным, заканчиваются хорошо. Исключение составляет разве что «Станционный смотритель», который заканчивается одинокой смертью бедняги-смотрителя и неясностью насчет судьбы его дочери, которая стала то ли законной женой своего похитителя, то ли просто-напросто его любовницей.
Есть в этой повести и еще одна интересная деталь. Влюбившись в мнимую «Акулину» и не желая жениться на существующей только в его воображении противной ломаке-Лизе Алексей пишет своей возлюбленной письмо, предлагая ей выйти за него замуж. Возможна ли была такая история в реальности? Все зависит не только от реакции отца Алексея, но и от знатности рода Берестовых, а также от того, крепостная Акулина или нет. В русской истории бывали случаи, когда даже знатнейшие вельможи женились на своих крепостных возлюбленных, подобно графу Шереметьеву, который полюбил крепостную актрису Парашу Жемчугову. Но такие союзы сопровождались грандиозными скандалами, так что, скорее всего, брак Алексея и Акулины был совершенно невозможным. Словом, все хорошо, что хорошо кончается.